Виктор Орбан принимает поздравления. Фото Reuters
Бесспорным победителем очередных парламентских выборов в Венгрии вновь стал ФИДЕС – «Венгерский гражданский союз», возглавляемый премьер-министром Виктором Орбаном. У его партии 44,5% голосов и 133 из 199 мандатов в высшем законодательном органе республики. Попытка левоцентристской коалиции пяти партий сменить действующий режим не удалась. Она получила поддержку лишь 26% избирателей. Ее главное лицо – лидер социалистов Атилла Мештерхази признал поражение: 38 парламентских мест – слишком мало.
Партия «Йоббик», что означает «Движение за лучшую Венгрию», улучшила пока только свой электоральный результат. По сравнению с предыдущими выборами она продвинулась на четыре пункта. Теперь у нее почти 21% голосов и 23 депутата. Это много для партии, которая относится к праворадикальному политическому спектру и заквашена на антисемитизме и ксенофобии. Замыкает список фракций в новом венгерском парламенте объединение зеленых и либералов LMP. Преодолеть пятипроцентный барьер удалось ей еле-еле. Остается удовлетвориться пятью парламентскими местами и сохранять надежду на времена.
Ближайшие четыре года политику по-прежнему будет определять ФИДЕС и ее лидер Виктор Орбан. По ряду признаков его партия носит правый, консервативный, националистический характер. По оценкам западной прессы, это сказалось на новых венгерских законах и Конституции. Однако нескрываемое критическое отношение к Орбану в верхах ЕС и Берлине, определяющем политику сообщества, если и связано с этим, то не в первую очередь. ЕС не устраивает то, что на фоне многих бледных руководителей государств союза венгерский лидер выделяется как самостоятельная политическая фигура, отстаивающая национальные интересы.
В последние годы в отношениях Будапешт–Брюссель не раз вспыхивали противоречия. Правительство Орбана не во всем соглашалось следовать директивам ЕС. Венграм даже грозили санкциями. Отстаивая суверенитет Венгрии в рамках сообщества, премьер-министр не только полемизировал с евробюрократией, но и ставил под сомнение некоторые интеграционные процессы, проповедовал укрепление национального государства, использовал его рычаги.
В отличие от других стран ЕС в Венгрии с прошлого года неоднократно снижались налоги, цены на газ, электричество, воду. Хотя последствия кризиса, бедность части населения, безработица, конечно, не исчезли, но это, разумеется, сказалось на электоральном результате ФИДЕС. В Брюсселе это называют национал-консервативным популизмом. Но так или иначе страну вытащить из рецессии удалось.
Кстати, Будапешт активно форсировал в этих целях и внешнеэкономическое сотрудничество, в том числе с Россией. В январе этого года в Москве были подписаны договоренности о сооружении Росатомом под предоставленный РФ кредит двух дополнительных реакторных блоков на венгерской АЭС, работающей с советских времен.
Выборы в Венгрии впервые прошли при новой Конституции, принятой в 2012 году, и после избирательной реформы. Депутатская численность парламента сокращена с 386 до 199 мест, причем лишь меньшая часть законодателей избирается по партийным спискам, а большинство – по мажоритарным округам. Корреспондент РИА Новости Андрей Золотов сообщает из Будапешта любопытную деталь: в парламенте будут присутствовать 13 представителей национальных меньшинств без права голоса, по одному от общин армян, болгар, греков, немцев, поляков, румын, русинов, сербов, словаков, словенцев, украинцев, хорватов и цыган.
Как сказал Виктор Орбан в связи с итогами выборов, «они четко показали, что Венгрия имеет место в Европейском союзе, но только если эта страна имеет сильное национальное правительство».