Присоединение Крыма к России становится все более популярной темой в афганском политическом классе. Вчера в Кабуле впервые за более, чем 20 лет, прошел пророссийский митинг в поддержку «крымского курса» Владимира Путина. Кабульские эксперты «НГ» считают, что интерес афганцев к путинским практикам в Крыму связан с «проблемой Пуштунистана» и претензиями части афганской элиты на пуштунские территории соседнего Пакистана.
1 апреля с.г., в центральном кабульском районе Шахри-Нау состоялся митинг в поддержку недавнего референдума в Крыму и последующего присоединения территории полуострова к России. По словам организаторов акции, распространивших по ее итогам специальное заявление (копия имеется в распоряжении «НГ»), в митинге, который был санкционирован властями, приняли участие около 500 человек.
Участники первоапрельского митинга пришли на него с портретами Владимира Путина и плакатами с требованием признать право Крыма на самоопределение. На фотографиях, распространенных организаторами акции, видно также, что митингующие держат в руках лозунги с призывом к странам Запада сосредоточить свое внимание не на Крыме, а на афганской проблеме: «Вместо разжигания новой войны в Восточной Европе - обратите внимание на борьбу с терроризмом в Афганистане», «Не надо бросать Афганистан в разгар выборов» и др.
Инициаторы митинга, презентовавшие себя в качестве «представителей гражданского общества», заявили представителям СМИ, что целью акции было «выражение озабоченности растущей напряженностью в отношениях Москвы и Вашингтона». По мнению кабульских гражданских активистов, эта напряженность «может привести к негативным последствиям для Афганистана».
«Вместе того, чтобы осложнять отношения с Россией, Соединенным Штатам и Евросоюзу нужно довести до конца свою миссию по борьбе с терроризмом в Афганистане», - говорится в заявлении организаторов первоапрельского митинга в Кабуле. По их мнению, «ранее начало военной кампании Запада в Ираке уже привело к ухудшению ситуации в Афганистане».
Проведение пророссийской акции в центре Кабула стало настоящей политической сенсацией. «Митинги и демонстрации в поддержку геополитических интересов различных стран Запада и региона стали привычным явлением для Афганистана. Однако, за последние более, чем 20 лет митинг 1 апреля стал первой публичной пророссийской акцией в Кабуле», - отметил в беседе с «НГ» директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар Нессар. По словам эксперта, «с момента вывода советских войск из Афганистана никто не помнит проведения подобного мероприятия в Кабуле».
По мнению Омара Нессара, участники митинга «сломали сложившийся политический порядок»: «Возможно, это станет переломным моментом в формировании имиджа новой России в Афганистане».
Пока «НГ» не удалось выяснить, какие именно политические группы стояли за организацией первоапрельского митинга в Кабуле. Слухи о причастности к ней российского посольства пока также не подтвердились. Есть сомнения, что акция была санкционирована властями. «Руководство районного управления полиции № 10 Кабула, которое контролирует район Шахри-Нау, ничего не знает о митинге 1 апреля», - сообщил «НГ» информированный источник в афганской столице, заметив, что в связи с предстоящими 5 апреля с.г. выборами президента страны, афганская полиция жестко контролирует любые проявления массовой политической активности.
Впрочем, полностью исключать причастность кабульского правительства к митингу 1 апреля все же нельзя. Главный аргумент в пользу этого – полное совпадение тематики акции с недавним заявлением президента Хамида Карзая. В самом конце марта с.г. Карзай выступил с заявлением, в котором поддержал присоединение Крыма к России, призвав американскую сторону с уважением отнестись к результатам референдума, проведенного крымчанами 16 марта с.г.
Пророссийское заявление Хамида Карзая вызвало негативную реакцию в США. Хотя, похоже, говоря о поддержке путинского курса в отношении Крыма, афганский президент имел в виду совсем другую, сугубо афганскую проблему.
Целый ряд косвенных признаков дают основание предполагать, что Хамид Карзай намерен в ближайшей политической перспективе актуализировать «пуштунскую тему». Речь идет об отказе афганских властей признать нынешнюю афгано-пакистанскую границу и о фактическом наличии территориальных претензий Кабула к Исламабаду. В первую очередь это касается проблемы «Пуштунистана» - территории расселения пуштунов, которые являются одним из разделенных народов Южной Азии. Сегодня пуштуны проживают по обе стороны «линии Дюранда» - границы между Афганистаном и Пакистаном.
Хамид Карзай и близкие к нему афганские политики неоднократно подчеркивали свое нежелание признать «линию Дюранда» в качестве афгано-пакистанской границы. Накануне первоапрельского митинга в Кабуле президент Карзай выступил с новой «пуштунской» инициативой, призвав государственные структуры страны прекратить использовать выражение «афгано-пакистанская граница». Как сообщает портал «Афганистан.Ру», инициатива Карзая получила поддержку со стороны кабинета министров, члены которого предложили сохранить за линией, разделяющей Афганистан и Пакистан, термин «линия Дюранда», введенный в употребление еще в конце XIX века, в период между второй и третьей англо-афганской войной.
«Пограничная инициатива» Хамида Карзая была озвучена одновременно с публичными обвинениями афганских силовиков в адрес Межведомственной разведки Пакистана (ISI) в причастности к недавним терактам в Кабуле. По мнению министра обороны Афганистана генерала Мохаммада Бисмиллы Хана и шефа афганской разведки Рахматуллы Набиля, мартовские нападения на гостиницы в Кабуле, повлекшие человеческие жертвы, были организованы не Талибаном, а пакистанскими разведчиками.
Ужесточение антипакистанской риторики официального Кабула, происходящее одновременно с демонстрацией одобрения крымской практики «воссоединения разделенного народа», дали основание ряду афганских экспертов предполагать наличие у группы Хамида Карзая планов по присоединению к Афганистану пуштунских территорий соседнего Пакистана.
Кабульские собеседники «НГ» считают, что, поддерживая крымский референдум о присоединении к России, Карзай одобрил, прежде всего, технологию решения политической проблемы, которую он может использовать и в случае с «Пуштунистаном».
Представляется, что поддержка локального референдума как способа присоединения приграничных территорий может сегодня заинтересовать афганских политиков-националистов, стремящихся объединить «Пуштунистан» в рамках афганского государства.
Вполне возможно, что влиятельные пуштунские националисты в Кабуле попытаются предложить пакистанским пуштунам использовать «крымскую подсказку» и провести референдум о политическом самоопределении.
Набирающая сейчас силу в Кабуле антипакистанская риторика может оказаться благоприятным фоном для продвижения идеи пуштунского референдума в Пакистане и воссоединения на афганской платформе пуштунских этнических фрагментов, рассеченных «линией Дюранда».