Фото Reuters
Страны G7 призвали вчера Россию прекратить поддержку референдума в Крыму. Они предупредили, что референдум сузит для Запада и Москвы пространство для дипломатического разрешения украинского кризиса и даст зеленый свет для введения более жестких санкций. Однако деловые круги продолжают возражать против сокращения экономического сотрудничества с Россией.
Санкции против РФ со стороны Запада пока носят ограниченный характер, что связано как с экономическими интересами ряда стран, так и с надеждой на нахождение компромиссных решений. Если же Россия «аннексирует Крым», как говорится во вчерашнем заявлении лидеров G7, то санкции усилятся, а в случае дальнейшего продвижения России за пределы полуострова, на юго-восток Украины – станут совсем жесткими. Такой сценарий не исключает директор ЦРУ Джон Бреннан. Комментируя ситуацию вокруг Украины во вторник в Совете по международным отношениям, он сказал: «Вы спрашиваете меня, есть ли у Путина возможность продвинуться помимо Крыма в Восточную Украину? Мой ответ: «Абсолютно». Сейчас он как раз, видимо, пытается определиться с тем, что делать дальше».
США же на всякий случай отреагировали военно-воздушными учениями в Польше и военно-морскими – у черноморского побережья Румынии и Болгарии. Маневры были запланированы задолго до украинского кризиса, но оказались гораздо масштабнее, чем предполагалось. 12 истребителей F-16 уже прибыли на польскую военную базу в Ляске. Американские самолеты E-3A, оснащенные авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS), выполняют разведывательные полеты вблизи украинской границы со стороны Польши и Румынии. Военное присутствие США в Черном море тоже довольно существенно. Помимо прибывшего эсминца Truxtun, по неподтвержденным данным, Вашингтон решил направить туда мощнейший авианосец George H.W. Bush.
Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни на брифинге во вторник коснулся темы совместных учений США с Болгарией и Румынией и того, как их должна интерпретировать Россия. «Очевидно, что мы увеличили помощь этим странам, и это часть наших усилий по сотрудничеству с нашими партнерами и союзниками с целью ясно заявить, что военное вмешательство России в Украине является нарушением международного права», – подчеркнул он.
Вместе с тем США не намерены резко закрывать «окно для дипломатии» после крымского референдума, заявила в Вашингтоне представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки. «Наша позиция состоит в том, что обсуждение будущего Крыма должно идти в диалоге с украинским правительством. Мы поддерживаем дипломатию, но чем дольше это продолжается, тем больше усложняет дипломатический процесс, – сказала она. – Мы не собираемся закрывать окно для дипломатии в понедельник, но процесс усложняется».
По словам Псаки, в 45-минутном телефонном разговоре с главой МИД РФ Сергеем Лавровым во вторник госсекретарь Джон Керри подчеркнул, что США «уважают интересы России, если их реализация не сопряжена с применением силы», и что дополнительные шаги по эскалации ситуации затрудняют дипломатический процесс. «Министр и госсекретарь условились продолжить плотные консультации по украинской проблематике», – сообщили в российском МИДе.
Тем временем Палата представителей Конгресса США большинством голосов приняла резолюцию, осуждающую нарушение суверенитета Украины российскими военными, и призвала к размещению международных наблюдателей в Крыму и других регионах Украины. Резолюцию поддержали 403 конгрессмена, 6 проголосовали против.
Сенат также собирался одобрить вчера резолюцию, содержащую призыв к президенту Бараку Обаме ввести адресные экономические санкции в отношении России в увязке с поддержкой новых властей Украины. В ней сенаторы среди прочего рекомендуют исключить Россию из G8 и предлагают ФИФА пересмотреть решение о проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году в России.
«Наиболее актуальный вопрос сейчас – должны ли США приступать к действиям до намеченного на воскресенье референдума в Крыму, попытавшись таким образом предотвратить его проведение, или же дождаться и посмотреть, какими будут действия Москвы», – пишет New York Times. Этот вопрос осложняется тем, в администрации США пока не могут прийти к консенсусу, насколько суровыми должны быть санкции против России. По данным газеты, за наиболее радикальные меры ратуют помощник госсекретаря Виктория Нуланд и посол США в Украине Джеффри Пайятт. Против жестких мер выступают министр финансов Джек Лью, торговый представитель США Майкл Фроман и советник президента по международным экономическим отношениям Кэролайн Аткинсон. «Те, кто отвечает за экономику, опасаются принятия слишком разорительных мер, которые, по их мнению, могут вызвать недовольство союзников США и спровоцировать ответные меры», – отмечает газета.
Кроме того, Белый дом находится под давлением гигантов американского бизнеса, которые не желают уступать завоеванные позиции на российском рынке. Boeing, например, продает или передает в лизинг сотни самолетов в России и в ближайшие 20 лет намерен провести сделок на постсоветском пространстве на 140 млрд долл. Компания имеет дизайнерский центр в России, объявила о создании там производственной и учебно-тренировочной базы, а также на 35% зависит от российского титана.
Решение же Евросоюза по санкциям против России уже принято, и они будут введены в следующий понедельник, заявил премьер-министр Польши Дональд Туск. Помимо приостановки переговоров об облегчении визового режима и новом базовом соглашении о партнерстве санкции включают замораживание активов и аннулирование виз у причастных к событиям в Украине российских чиновников. Их черный список составили в Лондоне с участием представителей США, Канады, Японии и Турции. По информации Guardian, количество поименованных в нем представляет собой не трехзначную, а двузначную цифру.
При этом власти Великобритании не собираются применять санкции к россиянам, имеющим недвижимость и банковские счета в Лондоне. Подобная позиция британского правительства вызвала критику американского сенатора-республиканца Джона Маккейна. «Санкции, введение которых я поддерживаю, ударили бы по многим российским олигархам. Это миллиардеры с добытым нечестным путем состоянием благодаря их связям с Владимиром Путиным. Тревожно, что британское правительство не хочет наложить хоть какие-то ограничения на их уклад жизни», – цитирует газета Маккейна.