Фото Reuters
В Берлине резко снижают температуру отношений с Москвой. На сегодняшнем заседании Бундестага, посвященном ситуации в Украине, с правительственным заявлением выступит канцлерин Ангела Меркель. Накануне в немецкой прессе широко растиражировано ее заявление на закрытом заседании фракции ХДС/ХСС: «Происходящее в Крыму является аннексией, которую нельзя позволить России».
Вчера Меркель была с визитом в Варшаве, где совместные оценки не могли быть иными в силу алармистской атмосферы, нагнетаемой польской стороной. В свою очередь, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, перемещаясь по столицам стран Балтии, тоже не скупился на жесткие предупреждения о том, что если крымский референдум не будет отложен, то не позднее понедельника ЕС введет новые санкции против России.
До сих пор федеральное правительство в лице его представителей не опускалось до риторики времен холодной войны и прямых угроз пересмотреть отношения с Москвой. Да и сейчас особой уверенности в успехе давления на Кремль в Берлине не замечается. Участники фракционного заседания отмечают, что канцлерин, обычно спокойная и прагматичная, выступала «эмоционально». Это то, что относится к неподтверждаемым словам о том, что Россия якобы «украла» Крым.
В остальном она высказалась, и скорее всего подтвердит это сегодня в Бундестаге, за «благоразумные, но решительные» действия Европы в украинском кризисе. Причем, передает агентство dpa, по ее убеждению, необходимо сделать все возможное, чтобы не разрушить курс на диалог с Россией. При этом переговоры должны вестись «с определенной твердостью» в вопросах защиты европейских ценностей.
Можно, однако, предположить, что в создавшейся ситуации канцлерин и ее большую коалицию не менее заботит судьба «новой внешней политики» ФРГ, претендующей на ведущую роль в урегулировании украинской драмы. Но сейчас очевидно, что американцы перебежали немцам дорогу. Премьером «переходного правительства» в Киеве стал в соответствии с указанием помгоссекретаря США Виктории Нуланд Арсений Яценюк, получающий теперь инструкции уже прямо в Вашингтоне. А боксер Виталий Кличко и его партия УДАР, на которых ставил Берлин, оказались за бортом захваченной «Батькивщиной» власти и без особых шансов в дальнейшем.
«План Штайнмайера», как называют соглашение от 21 февраля, тоже рухнул. Нельзя исключать, что и к этой неудаче приложили руку США, хотя, принимая немецкого коллегу в Вашингтоне, госсекретарь Джон Керри и хвалил его дипломатические усилия. Едва ли США готовы к тому, чтобы вместо них вехи в незалежной Украине расставляла Германия.
Все это ставит немецкую политику в трудное положение. С одной стороны, в Европе широко распространено мнение, что канцлерин Ангела Меркель может содействовать выходу из опасного украинского тупика. Она обладает прямыми контактами «по всем азимутам», позволяющими ей развернуть телефонную дипломатию по украинским делам с Москвой, Вашингтоном, Лондоном, Парижем, Токио, Астаной, Анкарой и т.д. Ей принадлежит идея международной контактной группы, вокруг которой идет дипломатический спор.
С другой стороны, Берлину приходится подстраиваться к фарватеру главной державы НАТО. Телефонные согласования Меркель с Белым домом по украинским делам и Крыму, конечно, затушевывают американское унижение немцев и канцлерин прослушками, но одновременно снижают суверенность немецкой политики. Готовность к жестким санкциям, отказ от саммита «большой восьмерки» в Сочи, требования отмены чемпионата мира по футболу в России – эти заокеанские «инициативы» пусть с оговорками, но подхватываются в Берлине. Значительная часть блогосферы с этим не согласна. Вот как видит ситуацию читатель Frankfurter Allgemeine Zeitung Курт Шнайдер: «Извините, но даже как любитель в политике могу себе представить, что русские не собираются просто так дарить свой важнейший военный порт на Черном море европейцам или американцам».