Фото Reuters
Вчера Бундестаг повторно менее чем за месяц обратился к украинской и крымской ситуации. С правительственным заявлением выступила канцлерин Ангела Меркель. Формально оно было отчетом о саммите ЕС по Украине, представленным парламенту с недельным опозданием. Но речь была спроецирована на пик кризиса, как гласил основной посыл дебатов. И в силу актуальных обстоятельств ее главным адресатом несомненно был Кремль.
Канцлерин уже не в первый раз обвинила Россию в попрании международного права, использовании силы, непартнерском поведении в отношении ослабленной соседней страны. Крымский референдум с ее точки зрения незаконен, сравнения с Косово «постыдны». Ну а если Москва продолжит дестабилизировать ситуацию в Украине, то России следует ожидать от ЕС ужесточения санкций, которые могут нанести ей «серьезный экономический и политический ущерб». Вместе с тем Ангела Меркель попрежнему выступает за политико-дипломатическое решение конфликта и не теряет надежды на договоренность о международной контактной группе, чтобы в рамках или под эгидой которой наладить переговоры между Москвой и Киевом.
Все это стало камертоном последовавших дебатов. Они проходили в русле критики политики Путина, предсказания разных кризисов в России и призывов. к солидарности с Украиной, представленной действующим правительством. Из некоторых выступлений следовало, что ораторы лучше знают, в чем должны состоять интересы России. Серьезного анализа причин украинского кризиса, характера «переходного правительства» не наблюдалось. Лишь лидер левых Грегор Гизи прямо сказал, что на правительственных постах в Киеве есть фашисты. Но представители правящей коалиции постарались замять это неприличное обстоятельство.
Судя по прениям в бундестаге, российско-германским отношениям предстоит нелегкое время. О стратегическом партнерстве никто не вспоминал, да это и не сочеталось бы с нынешней атмосферой напряженности в Европе. Даже партии оппозиции говорили о нарушении Москвой международного права. Зеленые просто целиком брали сторону Киева.
Но ледникового периода скорее всего не случится. За исключением пары профессиональных русофобов выступавшим депутатам по-прежнему ясно непреложное значение отношений с Россией. Ряд ораторов отмечали, что не желают, чтобы дело дошло до санкций, срыве экономического сотрудничества и т.д.
«Дверь для диалога остается открытой» – это прозвучало несколько раз, как надежда, что канцлерин Меркель и президент Путин найдут необходимую компромиссную развязку. Кстати, это чрезвычайно важно для лидирующего положения канцлерин в европейской политике, коль скоро даже американская пресса со ссылками на Белый дом подчеркивает, что в создавшейся ситуации договориться с Россией может только Меркель. Немцам это импонирует, а в Бундестаге ее благодарили за переговорный марафон.,Выступая за дипломатическое решение конфликта, Меркель одновременно заявила о готовности ввести санкции, если Москва будет способствовать эскалации кризиса. Кризис на Украине, подчеркнула канцлер, невозможно урегулировать военным путем.
Глава правительства Германии заявила, что территориальная целостность Украины не может быть поставлена под сомнение. При этом она подчеркнула, что партнерство ЕС с Украиной не направлено против России.