Совет Безопасности ООН единогласно принял еще одну резолюцию по Сирии. Фото Reuters
Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию 2139, призывающую все стороны прекратить насилие против мирного населения в Сирии и увеличить гуманитарную помощь, в которой нуждается в общей сложности более 9 млн человек. Это лишь второй такой случай с момента начала сирийского конфликта (первым была «химическая» резолюция 2118). Москва поддержала документ, предложенный Австралией, Иорданией и Люксембургом, после поправок, которые сделали его более сбалансированным. Вместе с тем РФ и Запад все так же далеки от общей позиции, поэтому вопрос об экономических санкциях и даже применении силы вновь может быть поднят в ООН.
СБ ООН впервые оказался един по вопросу о гуманитарной помощи Сирии. Согласно компромиссному тексту резолюции, которая была принята в субботу (вместо пятницы), как правительственные, так и оппозиционные силы должны обеспечить конвоям, в том числе прибывающим из-за рубежа, доступ к мирным гражданам по всей стране. Также документ призывает снять осаду с Хомса, Алеппо и Дамаска и прекратить применение так называемых бочковых бомб, которые представляют собой бочки со взрывчаткой и металлическими предметами и причиняют большие разрушения. По данным Би-би-си, такие бомбы применялись в том числе и в день принятия резолюции, в городе Алеппо на севере страны.
Кроме того, резолюция осуждает терроризм, «Аль-Каиду» и аффилированные с ней группы, но не имеет претензий к ливанской «Хезболлах» и подразделению Кодс иранского Корпуса стражей исламской революции. Документ не содержит и требований преследовать нарушителей со стороны правительства в Международном уголовном суде. Но главное, предыдущий проект резолюции, поддержанный Западом и Иорданией, предлагал экономические санкции против тех, кто ее нарушит, устанавливая срок в 15 дней. РФ и КНР его отвергли, ранее ветировав три других проекта. Нынешний документ и грозит лишь некими «дальнейшими шагами в случае невыполнения», сведения о котором будут получаться из докладов каждые 30 дней.
Решение Совбеза касается как Дамаска (немедленно прекратить атаки против гражданских лиц), так и оппозиции (положить конец нарушениям прав человека и международного гуманитарного права). Ответственность за ситуацию в Сирии обеих сторон подчеркнул постпред РФ при ООН Виталий Чуркин. Он призвал принять еще одну резолюцию, отдельно осуждающую терроризм и религиозный экстремизм. Вместе с тем у США и других западных стран видение иное: они рассматривают документ как направленный прежде всего против президента САР Башара Асада. Так, постпред США при ООН Саманта Пауэр подчеркнула, что гуманитарный кризис стал не неизбежным последствием войны, а результатом умышленных действий сирийского режима.
Генсек ООН Пан Ги Мун выразил надежду, что резолюция облегчит страдания сирийцев, однако возможность ее реализации фактически уже поставлена под сомнение. Запад готов умыть руки, сославшись на то, что без санкций у него все равно нет достаточных рычагов воздействия. Та же Пауэр, как видно из ее слов, склонна возлагать ответственность за исполнение документа исключительно на Дамаск и Москву, которая имеет «большое влияние» на сирийские власти. С другой стороны, постпред САР при ООН Башар Джаафари ссылается на то, что правительство не в состоянии улучшить гуманитарную ситуацию без истребления террористической активности, но под террористами Дамаск подразумевает любых боевиков.
Между тем сообщается, что тысячи повстанцев, прошедших обучение у инструкторов ЦРУ в Иордании, готовятся в ближайшие дни начать наступление на Дамаск с территории провинции Дараа на юге страны. По данным AP, именно поэтому правительственные силы интенсифицировали авиаудары в этом районе. Также стало известно о том, что сирийским курдам удалось отбить у «Исламского государства Ирака и Леванта» и других джихадистских групп город Тель-Брак провинции Хасеке. В результате боя погибло 28 человек, большинство из них – исламисты, были взяты десятки пленных. Если эта информация подтвердится, речь будет идти о значительном прогрессе курдских Отрядов народной самообороны на северо-востоке страны.