0
3083
Газета В мире Интернет-версия

03.02.2014 00:01:00

Военные акценты внешней политики претят большинству немцев

Тэги: германия, внешняя политика


германия, внешняя политика Йоахим Гаук произносит свою «прорывную» речь. Фото Reuters

Мюнхенская конференция, завершившая вчера свои дискуссии, неожиданно стала трибуной заявлений о новой роли и ответственности Германии в мире, подкрепленных словами о готовности к более активному военному вмешательству в конфликтные ситуации. Камертоном явилась речь федерального президента Иоахима Гаука, который порекомендовал пересмотреть и переставить традиционные вехи политики объединенной Германии. Как видно, ей придается принципиальное значение, поскольку текст был представлен даже в русском переводе.

В целом со своими оттенками президенту вторили с конференц-сцены хорошо знакомый аудитории и миру министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и новая министр обороны Урсула фон дер Лайен, для которой форум был премьерой. Spiegel вчера резюмировал представленную в трех лицах суть так: «Германия хочет играть в мире новую роль и больше вмешиваться в военном плане».

Как это будет выглядеть на практике, вопрос будущего. Пока же похоже, что федеральный президент, чьи полномочия ограничены преимущественно представительскими функциями, вступил на поле прерогатив федерального канцлера, определяющего направления политики. Ссылаясь на перемены и новые вызовы в мире и Европе, Гаук полагает, что Германия не может продолжать действовать в прежнем духе. По его словам, «после воссоединения Германия ступила на новый путь. Шаг за шагом Федеративная Республика Германия превращается из пользователя в гаранта международной безопасности и порядка».

В принципе это в порядке вещей. Вопрос, однако, в том, что в президентской речи акцентируются не столько идеи конструктивной работы над архитектурой безопасности или урегулирования конфликтов, сколько разные формы вмешательства в международное неблагополучие, и не в последнюю очередь военного. Разумеется, Гаук оговаривает, что Германия никогда не будет поддерживать исключительно военные решения, всегда будет действовать политически разумно и исчерпывать все дипломатические возможности. Однако, убеждает он, «если же наступит такая чрезвычайная ситуация, в которой встанет вопрос об участии бундесвера в военных действиях, то Германия не должна принципиально отвечать «нет» или рефлекторно говорить «да».

Президент полемизирует с теми согражданами, которые считают, что ныне нет государства, намеренного враждовать с Германией, и посему нет нужды менять политику сдержанности в вопросах задействования бундесвера в конфликтах. Он обращает в их адрес риторические вопросы, все ли немцами делается возможное «как на Востоке, так и в Африке» и готовы ли они «справедливо разделить риски», если имеются веские причины «совместно с нашими союзниками проявить военную активность». Я считаю, заявляет Гаук, чтобы стать надежным партнером, «Германия должна действовать раньше, решительнее и существеннее».

Немецкая пресса называет речь президента Гаука в Мюнхене прорывной. Но это можно отнести не только к вышеприведенным рекомендациям. Некоторые пассажи выглядят как завуалированный совет не оглядываться на «историческую вину Германии», когда встает вопрос о том или ином использовании бундесвера. Не менее сомнительны нотки, прозвучавшие в самопохвальных призывах Гаука к бундесбюргерам «доверять самим себе не потому, что мы немецкая нация, а потому, что мы именно эта немецкая нация».

В свою очередь, министр обороны фрау фон дер Лайен, очевидно, считая, что «эта немецкая нация» не возразит, повторила в Мюнхене высказанную днями раньше готовность к наращиванию оперативной деятельности бундесвера в Африке. А глава МИД ФРГ Штайнмайер наряду с рядом конструктивных тезисов, в частности касающихся отношений с Россией, заговорил о том, что «Германия, собственно, слишком велика, чтобы комментировать мировую политику только со стороны».

Вместе с тем мотивы немецких ораторов на сцене мюнхенского форума не совсем совпадают. Не исключено, что Гаук хотел приподнять внешнеполитический имидж, бледнеющий на фоне известности, авторитета и опыта канцлерин Ангелы Меркель. Урсуле фон дер Лайен нужно утвердиться в непривычной роли. А главный дипломат Штайнмайер подчеркивает, что главное – это поиски политических развязок

Комплекс этих мюнхенских речей воспринимается, однако, не совсем однозначно. В определенных кругах ЕС и НАТО с нескрываемым поощрением и в надеждах на то, что ФРГ втянется в новые военные экспедиции, оплатит расходы союзников, пойдет на вмешательство во внутренний украинский кризис и т.д. Но, как подчеркнула канцлерин Ангела Меркель в правительственном заявлении, «ни один конфликт не может быть решен только военным путем». Поэтому даже госсекретарь Джон Керри не уверен в «переформатировании» немецкой realpolitik. «Пока что лишь немногие страны действительно готовы взять на себя руководство», – говорил он в субботу в зале мюнхенской конференции. И продолжал: «Руководство означает не только иметь хорошие дискуссии в Мюнхене. Оно означает также выделение соответствующих ресурсов». Но с этим у немцев всегда, как известно, загвоздка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2134
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1382
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1026
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1345

Другие новости