В Натанзе приостановлено производство высокообогащенного урана. Фото Reuters
В понедельник многолетние переговоры между Ираном и «шестеркой» стран-посредников перешли в русло конкретных действий. Вступило в силу промежуточное соглашение, заключенное еще в ноябре в Женеве. Согласно данному документу, Иран должен был приостановить производство высокообогащенного урана, а взамен получить от США и ЕС солидные денежные суммы с размороженных иностранных счетов и ограниченный допуск на рынок нефти, золота и автомобилей.
Тегеран взял на себя обязательства в течение шести месяцев прекратить обогащение урана свыше 5%, избавиться от запасов ядерных материалов, обогащенных до 20%, а также прекратить развитие программы по наработке плутония. В понедельник представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердили, что Исламская Республика обязательства перед мировыми державами выполнила.
США и Евросоюз, в свою очередь, объявили о смягчении введенных ими санкций в отношении Ирана. В заявлении американского финансового ведомства было сказано о разрешении на импорт, приобретение или транспортировку иранских нефтехимических продуктов. Западные страны также смогут торговать на территории ИРИ золотом и драгоценными металлами.
Общий масштаб сделанных послаблений оценивается в 6–7 мрлд долл., в том числе размораживаются принадлежащие иранскому правительству иностранные счета на сумму 4,2 млрд долл. Средства поделены на восемь частей (каждая от 450 до 550 млн долл.), которые будут поступать к иранскому правительству в течение полугода ежемесячно. Первый транш ожидается 1 февраля.
Политики «шестерки» единодушно заявляют: реализация Женевского соглашения – значительный прогресс в урегулировании проблемы. «Все-таки мы 10 лет вели переговоры, которые не давали никаких результатов, не было даже промежуточных договоренностей, таких как нынешняя», – подчеркнул во время встречи в Брюсселе министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Guardian цитирует пресс-секретаря Госдепартамента США Джен Псаки, которая называет события понедельника «беспрецедентной возможностью» избавить мировое сообщество от беспокойства по поводу военного характера иранской ядерной программы.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул вчера на «большой» пресс-конференции, что «искусственное затягивание» иранского диалога допускать нельзя: следует как можно скорее переходить ко второму, заключительному этапу переговоров. «Первый этап рассчитан на шесть месяцев, но второй этап начнется не по истечении первого, а уже сейчас», – цитирует главу дипломатического ведомства ИТАР-ТАСС. Целью «шестерки» является мирное урегулирование, которое не даст Ирану даже теоретической возможности создать атомную бомбу, а позволит обладать лишь мирным атомом.
Однако президент Израиля Биньямин Нетаньяху высказался по этому поводу скептически: по его мнению, даже всеобъемлющее соглашение «не помешает Ирану получить ядерное оружие». Это прозвучало во время специального заседания в честь визита премьер-министра Канады Стивена Харпера. Харпер же сообщил, что его государство не намерено по примеру стран «шестерки» смягчить санкции в отношении Тегерана.