Фото Reuters
С помощью секретной программы с кодовым названием «Квантум» американские спецслужбы установили программное обеспечение на 100 тыс. компьютеров в других странах, в том числе и в России. Она позволяет просматривать и изменять документы даже в выключенных устройствах. Об этом говорится в материалах, обнародованных бывшим сотрудником Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдвардом Сноуденом.
Сноуден в феврале станет членом совета директоров Фонда свободы прессы. Присоединиться к директорату Фонда ему предложил соучредитель этой некоммерческой организации, бывший заместитель помощника министра обороны США Дэниэл Эллсберг, который в 1971 году обнародовал документы Пентагона о войне во Вьетнаме. «Я с гордостью и почтением приветствую Эдварда Сноудена в совете директоров Фонда свободы прессы. Он – квинтэссенция американского разоблачителя и мой личный герой», – цитирует военного аналитика британская газета Guardian. Сноуден ответил, что почтет за честь войти в состав директората организации.
Между тем американские спецслужбы продолжают контролировать содержимое памяти компьютеров по всему миру. Как сообщает New York Times, принцип работы системы «Квантум» основан на использовании радиосигнала, который передается через устройства, подключаемые к компьютерам через USB-порт. Специалисты АНБ установили секретное программное обеспечение на 100 тыс. компьютеров в разных странах. С помощью секретной технологии агенты более пяти лет наблюдали за деятельностью российских и корейских военных, а также мексиканской полиции и торговых организаций Европейского союза.
Однако российский эксперт в сфере телекоммуникаций Максим Букин считает, что АНБ может контролировать и 100 млн компьютеров, поскольку технология слежки давно изучена и не представляет особой сложности для специалистов. Правда, радиоволны в большинстве случаев не помогут эффективной работе спецслужб: многие помещения военных объектов экранированы и не пропускают радиосигнал. Но с помощью установки программного обеспечения на зарубежные компьютеры американские агенты могут легко достичь цели.
Букин подчеркивает, что особую опасность представляет не получение информации о деятельности военного ведомства РФ, а возможность американских спецслужб влиять на работу оружия. «Компоненты некоторых военных разработок, используемых для обороны, у нас не производятся: это процессоры, радиоэлектроника для некоторых систем связи и т.д. Часто мы покупаем их в США. Американцы прекрасно знают, где будет использоваться эта техника. И могут «зашить» в нее программы и алгоритмы, с помощью которых, например, можно вывести из строя компьютерные системы управления, дистанционно в «час Х» выключить боевые информационные системы или вносить поправки в «мозг» умного оружия, которые сделают его применение низкоэффективным», – поясняет эксперт.
Представители АНБ называют свою деятельность по установке программного обеспечения на компьютеры других стран «активной защитой» от зарубежных кибератак. «Мы не используем возможности разведки за рубежом для кражи коммерческих тайн иностранных компаний в интересах американских фирм и не повышаем их конкурентоспособность за счет разведданных», – сообщила в интервью New York Times представитель АНБ Вани Вайнс.