Гернот Эрлер является ветераном германской политики. Фото Reuters
Германия зримо форсирует свою внешнеполитическую активность, приторможенную выборами в Бундестаг и затянувшимся становлением новой большой коалиции. Травма, полученная во время рождественских каникулярных прогулок на лыжах, вынуждает канцлерин Ангелу Меркель временно ограничить большие поездки. Но на февраль уже намечен ее визит в Израиль. В календаре года значится и Вашингтон: Меркель на днях приняла приглашение президента Барака Обамы, позвонившего с пожеланиями скорейшего выздоровления.
Что касается России, то она не замедлила направить телеграмму президенту Владимиру Путину с осуждением варварских терактов в Волгограде и выражением соболезнования жертвам и сочувствия раненым, завершив текст словами «С тихим приветом». На днях главой федерального правительства Ангелой Меркель и министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером взаимно согласовано решение о новом с немецкой стороны координаторе межобщественного российско-германского сотрудничества.
Им будет заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге Гернот Эрлер. Это опытнейший политик с 26-летним парламентским стажем. Эрлер давно известен как специалист в области внешней политики. Он практически неизменно проявлял живой интерес к нашей стране, выступая за плодотворное партнерство с Россией. Деятельность координатора ему не вновь: он уже занимался ею при канцлерстве Герхарда Шрёдера. А когда Франк-Вальтер Штайнмайер возглавил в первой большой коалиции 2005–2009 годов ее дипломатию, Гернот Эрлер стал государственным министром – политическим заместителем тогдашнего главы МИД ФРГ.
Область сотрудничества между гражданскими обществами двух стран превратилась в последние годы в раздражающий фактор российско-германских отношений. С немецкой стороны в ней воцарилась «шокенхофщина» – линия концентрированного давления на Кремль путем критики дефицитов российских правопорядков и демонстративной поддержки антипутинской оппозиции. Ее главным толкачом в роли координатора был заместитель руководителя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Андреас Шокенхоф, инициировавший, в частности, бессмысленную парламентскую резолюцию с заносчивыми требованиями в адрес Москвы.
Эрлер известен как противник того, что он прошлым летом назвал в своей нашумевшей статье в еженедельнике Zeit «поношением России». Он выступает за рациональный диалог с Москвой. Со своей стороны тоже не без критики, но с партнерским учетом российских интересов и обстоятельств развития. Немецкие комментаторы отмечают, что это совпадает со взглядами министра Штайнмайера. Так что, наверное, можно ожидать улучшения атмосферы в двусторонней области и как минимум более конструктивной тональности по линии межобщественных отношений.
В последнее время ослабление политического диалога и былой «сверки часов» с Москвой представало в немецких дискуссиях все более нетерпимым. Это могло негативно сказаться на степени причастности Берлина к новым тенденциям в мировой политике, во многом связанным с российскими инициативами по Сирии и Ирану. В совокупности обстоятельств смена в Берлине политической фигуры, непосредственно участвующей в реализации важной и тонкой сферы российско-германского партнерства, воспринимается многими экспертами как знаковая. Кстати, полномочия Гернота Эрлера расширяются. Он будет отвечать не только за контакты с Россией, но и со странами Центральной Азии, а также с государствами – участниками программы «Восточного партнерства» с ее нынешней конфликтной материей ЕС–Украина–Россия.
Spiegel пишет обо «всех признаках нового старта в отягощенных отношениях с Москвой». Однако было бы иллюзорно ожидать какого-либо особого предпочтения федерального правительства отношениям с Россией. Последние как были, так и остаются составной частью ряда внешнеполитических приоритетов Германии, среди которых трансатлантическое союзничество считается основой ее безопасности, а ЕС – предпосылкой благополучия.
В частности ясно, что первоплановой темой Берлина будут майские выборы в Европейский парламент, а осенью и смена руководства ЕС, с которыми связаны факторы риска для европейской политики канцлерин. А место России в актуальном раскладе политики нового правительства ФРГ, очевидно, станет яснее после явно назревающего визита в Москву.