Зигмар Габриэль и Ангела Меркель уже согласовали условия совместной работы. Фото Reuters
Процесс формирования третьего правительства канцлерин Ангелы Меркель вступил в финальную фазу. В субботу в Берлине не позднее вечера будет объявлен итог почтового голосования рядовых членов СДПГ по коалиционному договору с ХДС/ХСС. А сегодня день отведен на анализ более 300 тыс. поступивших ответов «за» или «против», от которых зависит окончательная судьба проекта новой правительственной конфигурации на основе двух крупнейших политических сил страны. В Берлине исходят из того, что социал-демократический вердикт окажется преимущественно положительным.
Далее все пойдет по плану, расписанному по дням и часам. Во вторник, 17 декабря, предусматривается переизбрание бундестагом Ангелы Меркель на канцлерский пост. В тот же день она и члены ее кабинета будут приведены к присяге. Ожидается, что министры будут названы раньше – в это воскресенье, после церемонии подписания лидерами коалиционного договора. Председатель СДПГ Зигмар Габриэль предположительно станет вице-канцлером и возглавит одно из ведомств, а наиболее популярная фигура этого партийного спектра Франк-Вальтер Штайнмайер вернется в МИД, оставив пост лидера бундестаговской фракции. Некоторых политиков немцы, однако, не жалуют. Согласно опросам, они не очень хотят видеть в правительстве, например, генсека СДПГ Андреу Налес, а из окружения канцлерин – главу ее администрации Роланда Пофаллу, запомнившегося публике отрицанием шпионажа американского АНБ.
Переходное время после сентябрьских выборов тем самым завершится. Германия обретет наконец новое федеральное правительство. А канцлерин через неделю сможет появиться в Брюсселе на декабрьском саммите ЕС вновь со всеми присущими полномочиями.
Правда, элемент риска до последнего момента сохраняется. В письменном опросе за или против коалиционного договора могли участвовать все числившиеся на конец октября 473 048 членов СДПГ. Каждому из них был прислан текст коалиционного договора. Но для многих после принципиального противостояния с блоком ХДС/ХСС на выборах поворот к сотрудничеству с партией Меркель представлялся неприемлемым.
На днях в Нюрнберге съезд молодежной организации СДПГ, представляющей 70 тыс. молодых социалистов, отказался поддержать линию руководства партии на большую коалицию. Чтобы переломить негативные настроения, лидеры партии предприняли широкие меры агитации. Было проведено 32 региональные конференции. Верхи партии заявляют, что получат необходимую поддержку.
На базе тех же партий и отчасти с теми же лицами кабинет Меркель–Габриэль не будет простым переизданием большой коалиции 2005–2009. Сентябрьские выборы существенно изменили соотношение сил и набор игроков на бундестаговской сцене. Партия Меркель победила, но более 17 млн избирателей уклонились от участия в выборах, и это больше, чем сумма голосов, полученных ХДС. Победители оказались в полной зависимости от проигравших, а в итоге – друг от друга. Впервые окончательное решение о коалиции было в силу обстоятельств отдано на откуп членам СДПГ, а лидерам ХДС/ХСС не оставалось иного, как терпеливо ожидать их выбора. Очевидно, что в их новом «браке по расчету» баланс определяется не весом в Бундестаге, как прежде, а скорее обоюдной слабостью партнеров, вынужденных терпеть и опираться друг на друга. При всей стабильности, экономической мощи в обществе и политике в Германии идут непростые процессы.
Обе коалиционные стороны подчеркивают, что каждая сумела пробить или отстоять свои главные требования. Христианские демократы не допустили увеличения налогов. Социал-демократы особо афишируют согласие на введение минимальной зарплаты, хотя эти 8,5 евро в час станут повсеместными далеко не сразу. Ряд компромиссов носит размытый характер. Конфликты и споры, по-видимому, неизбежны. Достаточно сложный комплекс вопросов достается правительству и во внешней политике: кризис в отношениях с США, проблемы ЕС в сочетании с ожиданиями коррективов немецких подходов со стороны партнеров, а также динамика партнерства с Россией.
Восточный комитет немецкой экономики ратует за более тесное взаимодействие немецкой и российской политики. По словам одного из его руководителей Райнера Линднера, чем больше диалога между Германией, ЕС и Россией, тем полезнее. При этом срочными задачами, на его взгляд, являются «обоюдная отмена виз и обустройство совместного экономического пространства».