Штайнмайер и Меркель уже вместе работали в правительстве ФРГ. Фото Reuters
Когда вчера около восьми утра дети у нас шли в школу, а взрослые на работу, в Берлине около пяти не спавшие всю ночь лидеры христиан и социал-демократов только покидали здание правления СДПГ, носящее имя Вилли Брандта. Состоявшийся там заключительный переговорный марафон занял 17 часов, но точку в коалиционном договоре поставили. И, чуть отдохнув, председатели ХДС – Ангела Меркель, баварского ХСС – Хорст Зеехофер и СДПГ – Зигмар Габриэль официально представили днем прессе и публике согласованную программу следующего совместного федерального правительства.Правда, реализация программы пока подождет. Все еще исполняющая обязанности канцлерин Ангела Меркель улетает сегодня в Вильнюс на саммит ЕС по «Восточному партнерству». Ее переутвердят не ранее 17 декабря. Да и то если большинство социал-демократов согласятся с руководством, что попробовать новую коалицию во главе с той же канцлерин смысл есть. Настроения в партийной массе разнятся. По данным опросов, 44% против, 49% – за. Сегодня начнется рассылка договора каждому члену СДПГ. Итоги голосования руководство СДПГ подведет и опубликует 14 декабря. А дотоле ему и, естественно, Ангеле Меркель предстоят две недели нервотрепки.
Абсолютной уверенности в благополучном исходе представленного коалиционного проекта у его сторонников нет. Неслучайно берлинские наблюдатели говорят о том, что вопреки первоначальным намерениям будущие главы министерств в документе не названы. Известно лишь распределение постов между партиями. ХДС получит шесть министерств, ХСС – три, СДПГ – шесть. Это будет третья черно-красная коалиция в истории, а также третье канцлерство Ангелы Меркель.
Конечно, трудно представить, чтобы вместе с ней в кабинет вице-канцлером не вошел лидер социал-демократов Зигмар Габриэль, сразу после поражения партии на выборах ухватившийся за вариант нового правительственного бытия с ХДС/ХСС. По сведениям берлинских источников, решенным считается, что Министерство иностранных дел возглавит Франк-Вальтер Штайнмайер. Напомним, что он – самая рейтинговая фигура СДПГ. В последние годы он возглавлял в Бундестаге ее фракцию, чем занят и по сей день. Его отличает большой политический и государственный опыт. При канцлерстве Герхарда Шредера он был руководителем его администрации, а в годы большой коалиции 2005–2009 годов стал вице-канцлером и министром иностранных дел. Его ожидаемое возвращение в дипломатию не будет только сменой одного деятеля на другого. Штайнмайер, несомненно, значительно известнее и авторитетнее предшественника. Ему не надо налаживать контакт с Москвой, он у него есть, и с Путиным, и с Медведевым, и с Лавровым. Более того, именно ему принадлежит идея партнерства по модернизации.
Быть может, Штайнмайер привнесет с немецкой стороны больше активности в российско-германские отношения. В этой связи примечательна его недавняя статья в журнале Spiegel. Со времен политики разрядки, говорится в ней, Германии выпала роль держать открытыми каналы диалога с Россией и в трудные времена и вопреки всем противоречиям искать поля взаимных интересов. К сожалению, таких выдерживающих нагрузку каналов между Берлином и Москвой больше нет. Он отмечает, что это связано, среди прочего, с ужесточением российского поведения. По его словам, создается «впечатление, что президент Путин находит удовольствие провоцировать Запад где только может. Но это также следствие близорукой внешней политики фрау Меркель, целящей только на внутриполитический эффект».
Разумеется, опыт и реализм – важные козыри предполагаемого главы немецкого МИДа. Однако во внешнеполитической части коалиционного договора кроме российского подраздела отмечено множество других неотложных проблем. Едва ли не самая острая из них – шпионский скандал, обрушивший отношения Германии с США. Так что и на этом направлении, считает Штайнмайер, «предстоящие месяцы будут очень трудными».