Фото Reuters
Антишпионского соглашения No-Spy между секретной службой АНБ США и федеральной разведкой БНД не будет, сообщил вчера немецкий журнал Spiegel. Таково, по его информации, послание Вашингтона Берлину, полученное руководителями германских спецслужб в ходе их бесед с американскими коллегами в начале прошлой недели.Похоже, дает сбой немецкая инициатива, направленная на достижение двустороннего – США–ФРГ – договорного отказа от взаимного шпионажа, во всяком случае никак не сочетается с оптимистическими прогнозами на этот счет, звучавшими в Берлине. Ведь еще в середине прошлой недели после заседания парламентской группы по контролю за спецслужбами их координатор и глава ведомства канцлера Рональд Пофалла выразил уверенность, что «соглашение No-Spy продвигается хорошо», и он рассчитывает, что к середине декабря появится договорная база.
Но вот выясняется, что для американской стороны в лучшем случае мыслима лишь расплывчатая договоренность спецслужб. Ее черновой проект под рабочим названием «Кооперационное соглашение» существует. В нем, пишет Spiegel, прежде всего определяются глобальные области сотрудничества спецслужб. А именно – борьба с терроризмом, нераспространение, работорговля, киберпреступность.
Немецкую же сторону, как известно, в первую очередь интересует прекращение американских прослушек и «упорядочение» шпионажа соглашением No-Spy. Об этом речь должна идти во втором разделе документа, хотя он предположительно еще более невнятен. Spiegel полагает, что здесь для американцев «поле игры узко». В статье далее говорится, что подписание No-Spy могло бы трактоваться как признание вины США и чтобы побудить ряд других государств добиваться такого же договора. Видимо, на переговорах в Вашингтоне немцами приводились и другие контраргументы.
Сабрина Фриц, корреспондентка германского радио, наблюдавшая контакт глав разведведомств двух стран на месте, трезво резюмировала: «Представление, что американцы прекратят шпионаж в Европе, – наивная мечта». Наверняка не строят иллюзий на этот счет и реалистичные политики в Берлине. Но обе стороны обеспокоены, как бы трещины в межсоюзнических отношениях (кстати, сенатор Джон Маккейн требует от президента Барака Обамы извиниться перед канцлерин Ангелой Меркель и отправить в отставку главу АНБ Кита Александера) не переросли в разлом. В Германии скандальная тема шпионажа отвлекает общественное внимание от коалиционных переговоров о новом правительстве.
Так что игра на публику продолжится. Шеф БНД Герхард Шиндлер, которому, по некоторым сведениям, принадлежит идея антишпионского договора, собирается в предстоящие недели согласовывать формулировки «Кооперационного соглашения». Этому послужат секретные видеоконференции Берлин–Вашингтон. Несмотря на американский холодный душ, в кругах немецких спецслужб по-прежнему стараются создавать впечатление, что США «готовы к новому виду сотрудничества».
Серьезных подтверждений этому пока не заметно. Однако шпионский скандал плюс прослушка мобильника Ангелы Меркель привнесли столько критических обстоятельств в американо-германские отношения, что без какой-то согласительной бумаги в них не обойтись. Вместе с тем ставить Германию с собой на одну доску США не собираются.
По некоторым сведениям, Берлину было отказано в присоединении к элитному шпионскому клубу Five Eyes («Пять глаз»). Он возник по секретному договору 1946 года между США и Великобританией, к которому на правах тогдашних доминионов присоединились Канада, Австралия и Новая Зеландия. Этот клуб разделил мир на шпионские зоны ответственности каждого из его членов. И, что особенно привлекает немцев, члены клуба не шпионят друг за другом.
По сведениям Guardian, в конце октября во время беседы с премьером Дэвидом Кэмероном в ходе саммита ЕС в Брюсселе канцлерин Ангела Меркель намекала на Five Eyes. А Financial Times в связи с этой беседой предположила, что требования Меркель насчет сотрудничества европейских и американских спецслужб в конечном итоге нацелены на членство в Five Eyes. Но для этого англо-саксонского объединения под эгидой США Германия остается третьей стороной, на которую табу не распространяется.