Фото Reuters
В Берлине по шпионским делам день за днем вызывают то в МИД американского и британского послов, то на парламентский ковер собственных министров и руководителей секретных служб. В среду с этой проблемой в специально защищенном от прослушки подвале Бундестага четыре часа разбиралась Парламентская группа по контролю за спецслужбами (ПГК). В частности, обсуждалась недавняя встреча депутата Бундестага Ханса-Кристиана Штрёбеле в Москве с Эдвардом Сноуденом, а также германо-американские контакты глав разведок на предмет заключения антишпионского соглашения.Поистине это скандал трансатлантического масштаба. Но в нем торчат и британские уши. В Берлине не без оснований полагают, что, подобно подслушивающим устройствам американского посольства, той же цели служит странная башенка на крыше британского. Так или иначе участие Великобритании в шпионаже за союзниками стало вчера в Лондоне темой контрольного комитета Палаты общин.
По словам его председателя Малколма Рифкинда, возникла необходимость открытого разговора о пределах шпионажа. Перед девятью депутатами этой группы предстали шефы всех трех британских спецслужб – контрразведки MI5, внешней MI6 и специализирующейся на перехвате коммуникаций. Что из этого получилось, из-за большой разницы с Лондоном во времени – неясно. Но, как отмечает Spiegel, «назначаемая премьер-министром инстанция слывет более склонной к защите, чем обвинению шпионов, а Рифкинд был министром иностранных дел и тем самым высшим начальником М16 и GCHQ».
Пожалуй, Лондону чуть легче, поскольку шпионаж АНБ в Германии глобальнее. В главных «героях» неизменно ходят США. Разоблаченное скачивание с телефона канцлерин Ангелы Меркель остается сильным катализатором немецких политических и общественных дискуссий. Опросы отмечают, как скукожилось доверие немцев к президенту Бараку Обаме, который награждал канцлерин медалью Свободы, называл другом, обнимался и целовался при встречах, что не мешало шпионить за ней. Ангеле Меркель и министрам поменяют мобильники на более надежные, но уже теперь, рассказывает пресса, депутаты, чиновники среднего звена, руководители фирм предпочитают не оставлять при себе телефонов во время политических или деловых встреч и заседаний.
Вопрос об американской прослушке для немцев не снят. Именно поэтому всеобщий интерес вызвала в Германии встреча Штрёбеле со Сноуденом и вообще фигура последнего. Очень многие выступают за предоставление ему убежища в ФРГ. С таким призывом на днях обратились более 50 известных политиков, писателей, актеров, общественных деятелей – от бывшего генсека ХДС Хайнера Гайслера, писателя Ханса Магнуса Энценсбергера до певца Удо Линдберга.
Немцы были бы не прочь получить показания Сноудена о прослушке мобильника Меркель. Это подтвердил на заседании ПКГ министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих. Судя по письму Сноудена, привезенному из Москвы депутатом Штрёбеле, его автор был бы готов к такому разговору в Германии. Но федеральное правительство заведомо исключает предоставление бывшему сотруднику американских спецслужб убежища или других гарантий безопасности, а идея поездки к Сноудену немецких дознавателей телефонной аферы упоминается в связи с ПКГ в теоретическом плане. В силу ряда обстоятельств едва ли это получит дальнейшее развитие.
Тем временем в Берлин прибыла британская журналистка Сара Харрисон, сопровождавшая Сноудена и помогавшая ему в Гонконге и Москве. По мнению адвокатов, эта ее деятельность может повлечь преследования со стороны британских властей, и она намерена пока оставаться в Германии.
Что касается политиков ХДС/ХСС и СДПГ, ведущих переговоры о правящей коалиции, то они, видимо, исходят из того, что проблему прослушек и шпионажа скоро не решить. После заседания ПКГ руководитель канцлерского ведомства министр Райнер Пофалла сказал, что перспективы переговорного процесса проявятся к середине декабря. А по мнению лидера фракции СДПГ в Бундестаге Франка-Вальтера Штайнмайера, «отношения с Америкой переживают самый глубокий кризис со времени войны в Ираке... Предстоящие месяцы будут очень трудными. Многое предстоит прояснить, и это потребует с обеих сторон больших усилий».
Вчера в интервью массовой газете Bild, говоря о сноуденовских разоблачениях, госсекретарь США Джон Керри признал: «Несомненно, что эта ситуация привела к напряженности в наших отношениях с Германией и немцами». Он пообещал быстрое разбирательство с делами АНБ. И заверил аудиторию: «Я люблю Германию». Хотя так просто утраченное доверие, разумеется, нелегко восстановить.