Нацисты выставляли современное искусство как «дегенеративное». Фото Reuters
В Германии – сенсация. Она несколько разбавляет по-прежнему господствующие темы американского шпионажа за канцлерин Меркель и других раскрытых Эдвардом Сноуденом секретов американского АНБ. В Мюнхене обнаружены около полутора тысяч считавшихся навсегда утраченными предметов искусства, конфискованных или награбленных нацистами в предвоенные и военные годы.В воскресенье о находке первым поведал журнал Focus, в понедельник в Берлине сведения о ней подтвердил официальный представитель правительства Штефан Зайберт: «Федеральное правительство информировано об этом уже много месяцев». Подробности вчера сообщены на специальной пресс-конференции в Аугсбурге. Прокурор Райнхард Неметц, расследующий сенсационную находку, сообщил, что по ходу дела в Мюнхене в жилище 80-летнего Корнелиуса Гурлита обнаружено 1285 необрамленных картин и 121 – в рамах. В свою очередь, начальник следственной службы мюнхенской таможни Зигфрид Кольбе уточнил, что обыск в квартире этого пенсионера был устроен в 2012 году и, вопреки первоначальным предположениям, произведения искусства оказались в очень хорошем состоянии, хранились профессионально. Сейчас их власти укрыли в секретном месте.
Находка потрясающая, внимание к ней огромно. Удивляет лишь, заметила вчера Frankfurter Allgemeine Zeitung, что власти так долго держали известие в секрете. И действительно: ведь найдены картины, рисунки, гравюры Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Эмиля Нольде, Франца Марка, Пауля Клее, Оскара Кокошки, Макса Бекмана, Макса Либермана. И даже Альбрехта Дюрера. Наряду с авангардом в собрании немало картин XIX века, а самая старая, по словам известного берлинского искусcтвоведа Майке Хофман, – XVI века. Не случайно мюнхенская находка предварительно оценивается в 1 млрд. евро. Но главное, просто чудо, что творения великих мастеров относительно благополучно пережили почти три четверти века неизвестности и квартирного заточения.
Сомнений в том, что за коллекцией тянется след нацистского прошлого, нет. Корнелиус Гурлит – престарелый сын торговца предметами искусства Хильдебранда Гурлита. А он был одним из четырех предпринимателей, получивших в Третьем рейхе разрешение торговать произведениями авангарда или, по терминологии нацизма, «дегенеративным искусством». Одновременно старший Гурлит активно привлекался Геббельсом к оценке награбленных нацистами картин. По крайней мере часть из них каким-то образом переходила в собственность торговца и досталась по наследству его сыну Корнелиусу.
К примеру, в его мюнхенской квартире оказался женский портрет кисти Анри Матисса, который до войны принадлежал парижскому торговцу искусством Паулю Розенбергу. Владелец в бегстве оставил его в Париже, когда в город вступал нацистский вермахт. За возвращение портрета многие десятилетия борется внучка Розенберга Анна Синклер, кстати, бывшая жена экс-главы МВФ Доминика Стросс-Кана. При этом Гурлиты после войны утверждали, что все у них сгорело в начале 1945 года в Дрездене. Но теперь вот оказалось в Мюнхене.
Открытие галереи в мюнхенской квартире произошло совершенно случайно. Все началось с того, что Корнелиус Гурлит был заподозрен в налоговой нечистоплотности. С обыском власти нагрянули к нему лишь в поисках улик по налоговой части. Но были буквально ошарашены, оказавшись в квартире, забитой картинами. Судя по ряду пустых рам, некоторые он время от времени продавал, чтобы «заработать на жизнь». Доказано, что одна из них – «Укротитель льва» Макса Бекмана 1930 года – была продана за 864 тыс. евро в конце 2011 года на кельнском аукционе.
Теперь в истории с картинами разбирается прокуратура Аугсбурга. Интересуясь, вероятно, в основном налоговым аспектом их продаж. Выяснение происхождения обнаруженных в Мюнхене картин, в том числе наворованных гитлеровцами в оккупированных странах, вроде бы станет задачей упомянутого эксперта Майке Хофман, которая тоже участвовала вчера в аугсбургской информации прессы. Кто знает, не найдется ли что-нибудь и российское.
Как отмечает Фредерика Швелле из британского Регистра утерянного искусства, сенсационная мюнхенская находка является знаком того, что и спустя почти семь десятилетий после окончания войны глава грабежа и захвата искусства нацистами не закрыта. Британский банк данных охватывает более 400 тыс. пропавших предметов искусства, около 100 тыс. из которых прямо связаны с захватническими походами нацизма. Причем материальная стоимость всех этих объектов превышает 10 млрд. евро, повествует британский специалист.