Фото Reuters
Завтра Совбез ООН обсудит инициативу генерального секретаря Пан Ги Муна, касающуюся создания в Сирии совместной миссии с Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). Только в случае такого взаимодействия отравляющие вещества в стране могут быть уничтожены в поставленные Совбезом сроки, указал генсек в письме в СБ. Вспомогательную базу миссии он предлагает расположить на Кипре.Новая инициатива Пан Ги Муна изложена в его письме на 10 страницах, направленном в понедельник в Совет Безопасности ООН. Она связана с тем, что задачи по уничтожению химического оружия в Сирии – 1 тыс. тонн зарина, горчичного газа и др. – чрезвычайно сложны и их выполнение в обычной ситуации заняло бы годы. Менее же чем за год, а если точнее, то к 1 июля 2014 года, эти задачи удастся выполнить только в случае совместной работы ООН и ОЗХО. Так, ООН могла бы предоставить налаженные каналы логистики, обеспечить безопасность и взаимодействие с сирийским правительством и с группами повстанцев. А ОЗХО будет проводить технические консультации и инспекции мест производства и хранения химического оружия.
6 октября начались работы по уничтожению арсенала химоружия в районах, полностью контролируемых официальными властями. Но пока остается неясным, как она будет организована там, где идут активные боевые действия, например, под Хомсом или Алеппо. «Тяжелая артиллерия, авиаудары, минометные атаки, – перечисляет Пан Ги Мун угрозы деятельности посланцев ОЗХО. – Стоило команде экспертов прибыть в отель, как начался обстрел из двух минометов местности неподалеку».
Согласно плану генсека, совместная миссия ООН–ОЗХО будет базироваться в Дамаске и на Кипре. Группы экспертов сначала будут направляться на вспомогательную базу на Кипре для планирования предстоящей работы в Сирии, говорится в послании. Эта база также будет выполнять функции тренировочного центра для персонала, которому может потребоваться подготовка как в технической сфере, так и в сфере обеспечения безопасности.
В состав миссии будут входить примерно 100 человек, представляющих обе организации. Она будет создана не менее чем на один год, в течение которого работа миссии будет финансироваться совместно ООН и ОЗХО. Кроме того, Пан Ги Мун собирается назначить специального координатора, который будет следить за процессом уничтожения химоружия и поддерживать связь между ООН, ОЗХО и Дамаском.
Деятельность миссии, по замыслу генсека, должна состоять из трех этапов – планирования работы, ликвидации химоружия, выведения из эксплуатации оборудования для его производства и, наконец, проверки, что весь арсенал в Сирии уничтожен. При этом последний этап считается самым сложным, так как экспертам придется работать в районах, охваченных конфликтом.
По данным New York Times, в предложениях Пан Ги Муна нет и намека на то, что химоружие подлежит вывозу из Сирии для ликвидации. «Надо уничтожать это оружие не просто в самой Сирии, а непосредственно на том объекте, где оно обнаружено. Транспортировка химического оружия несет большие риски и для экологии, и для здоровья и безопасности людей», – утверждает один из ведущих арабских экспертов по химическому оружию, спецпредставитель Лиги арабских государств по разоружению и региональной безопасности Ваиль Асад.
К тому же вывоз отравляющих веществ за пределы Сирии вызывает вопросы с юридической точки зрения. В частности, Конвенция о запрещении химического оружия говорит о недопустимости его передачи кому бы то ни было. «Для Сирии сейчас в этом плане сделано исключение. Но очень многие специалисты выражают большие сомнения насчет целесообразности такого шага, – считает Асад. – Главная задача сегодня – сделать так, чтобы процедура уничтожения химического оружия в Сирии прошла как можно более безопасно… Речь идет о безопасности региона Ближнего Востока на десятки лет вперед».
Рассмотрение предложения Пан Ги Муна в Совбезе ООН намечено на 10 октября. Вчера же глава ОЗХО Ахмет Узюмджю проинформировал государства – члены организации о проделанной работе и предстоящей поездке в Сирию второй группы экспертов. Он отметил готовность сирийских властей к сотрудничеству, а дискуссии с ними назвал конструктивными.
Аналогичного мнения придерживается президент России Владимир Путин. На вчерашней пресс-конференции на Бали по итогам саммита АТЭС он отметил, что руководство Сирии «очень активно включилось в работу по уничтожению химоружия, действует очень транспарентно». Путин надеется, что «и дальше эта работа будет продолжаться в таком же темпе и таком же ключе».
Зато американские сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм потребовали проверить информацию о том, что власти Сирии тайно перемещают свои арсеналы химических вооружений и, возможно, часть их уже передали ливанской организации «Хезболлах». Они призвали госсекретаря США Джона Керри проявлять крайнюю осмотрительность на переговорах по сирийской теме, учитывая, что режим Башара Асада может сознательно вводить в заблуждение международное сообщество по поводу своей готовности к ликвидации арсеналов химических вооружений. Такая тактика, как отмечается в обращении сенаторов, позволяет Дамаску не опасаться военного удара со стороны Запада. Продолжение темы