На Лампедузу продолжают выгружать трупы погибших мигрантов. Фото Reuters
Евросоюз наконец проснулся, обратившись к страшной трагедии, случившейся в прошлый четверг всего в полукилометре от итальянского острова Лампедуза. Вчера этой темой занялись министры внутренних дел ЕС, собравшиеся в Люксембурге. Накануне из затонувшего баркаса с беженцами из стран Африки опять были извлечены погибшие. Всего их уже 231 человек. Цифра предположительно не окончательная, так как спасены только 155 пассажиров, а на перевернувшемся судне было более 500.Остров Лампедуза давно присутствует в иммиграционных сводках. Расположенный в относительно узком месте Средиземного моря, примерно посредине между ливийско-тунисским и сицилийским берегами, он стал для беженцев «базой подскока» для дальнейшего проникновения на континентальные просторы ЕС. По итальянским данным, в этом году в стране высадились уже 22 тыс. беженцев. А за последние 14 лет через Лампедузу прошли более 200 тыс. иммигрантов.
Нелегальная переправа морем из Африки в Европу стала высокодоходным бизнесом оргпреступных группировок. Отдавая им последние деньги, беженцы в надежде на лучшую долю отваживаются на заведомо рискованное путешествие на переполненных суденышках, нередко заканчивающееся катастрофой. Словно предваряя Лампедузу, в позапрошлый понедельник 13 иммигрантов погибли у берегов Сицилии. В целом считается, что за 20 лет банды переправщиков погубили около 19 тыс. клиентов.
Все это, очевидно, воспринимается как неизбежное и посему терпимое зло. Не похоже, чтобы в Брюсселе отнеслись к случившемуся у берега Лампедузы как к ЧП, нуждающемуся в оперативной реакции. Конечно, в заявлениях различных политиков, например председателя Европарламента Мартина Шульца, говорилось о необходимости совершенствования миграционной политики ЕС. В свою очередь, Понтифик Франциск назвал трагедию у Лампедузы позором.
В официальных высказываниях в различных столицах проглядывало стремление отгородиться от проблемы беженцев. По мнению представителя правительства ФРГ, вопрос об их справедливом распределении по странам ЕС не стоит. Германия решает это в соответствии с величиной своего населения, приняв в прошлом году 65 тыс. иммигрантов, в то время как Италия лишь 15 тыс. В этом плане вчерашнее совещание глав внутриполитических ведомств в Люксембурге ничего нового не принесло. Как пишет Sueddeutsche Zeitung, «каждое государство ЕС переправляет беженца в другое, умывая руки. Передача туда-сюда и есть главное содержание иммиграционного права ЕС».
Кстати, когда дело идет об экономической иммиграции, то и правозащитные организации далеко не с тем же азартом бьются за человеческое обращение с несчастными беженцами. Никто не собирает в защиту сотни тысяч подписей, как за гринписовцев с ледокола Arctic Sunrise, хотя спасенным на Лампедузе грозят суд и штраф в 5 тыс. евро за нелегальное проникновение через границу. Есть страны ЕС, где иммигранты подвергаются аресту, выдворению, оказываются без медицинской помощи, нормального питания. Зато при наличии или только предположении политического подтекста двери стран ЕС для искателей убежища открываются без труда. То же самое для людей состоятельных. В Испании, Португалии достаточно приобрести недвижимость за 0,5 млн. евро, а в Греции, Венгрии или Латвии существенно дешевле, чтобы получить право на практически постоянное пребывание в странах Шенгенского соглашения.
На совещании в Люксембурге и вообще в ЕС, по-видимому, преобладает тенденция искать защиту от иммигрантского потока по внешнему периметру еэсовских пространств. Так, министр внутренних дел Италии Анджелино Альфано ратовал за создание системы защиты морских границ с более активным использованием авиации и кораблей европейского агентства погранохраны Frontex. Его немецкий коллега предлагал модернизировать спасение на море и найти способы обуздания переправщиков, орудующих в Ливии и Тунисе. Комиссар ЕС по внутренней политике Сесилия Мальмстрём сообщила, что с декабря будет задействована европейская система контроля, которая позволит обнаруживать суденышки, обычно используемые мигрантами, и вовремя принимать меры к их спасению. Предусматривается также заключение соглашений со странами Северной Африки о приеме назад нелегальных мигрантов.
Имеющийся опыт в иммиграционной сфере, однако, не внушает больших ожиданий. Проблема стала острее, ибо страны ЕС живут уже не столь вольготно под тяжестью собственной массовой безработицы. Вместе с тем для жителей бедствующих регионов Европа не теряет притягательности. При такой неустроенности миллионов людей миграционные плотины скорее всего будет прорывать, какими бы прочными их не возводили.