Эксперты ООН проанализируют собранные в Сирии свидетельства применения химоружия.
Фото Reuters
Корреспонденты агентства, которое возглавляет Мусин, находятся среди боевых порядков частей сирийской армии. По интернет-каналам были показаны многочисленные эпизоды боевых действий в этой стране, снятые сотрудниками агентства. И оценки ситуации в Сирии, данные главой ANNA, конечно, заслуживают доверия. Марат Мусин, который долгое время находился в зоне боевых действий, заявляет, что в рядах противников Башара Асада действуют около 4 тыс. хорошо подготовленных боевиков, уроженцев России. Из них, утверждает собеседник «НГ», «готовят террористических лидеров, которые в будущем вернутся в Россию». Эти люди, по его словам, могут обладать навыками изготовления самодельных взрывных устройств, начиненных химическим оружием, которые можно изготовить даже в домашних условиях. «Эти боевики когда-нибудь вернутся в США или, к примеру, в Израиль и, возможно, применят там химическое оружие», – считает Мусин. Он не исключает его применения и в России. «Самые резонансные преступления в Сирии совершают наши соотечественники из республик Северного Кавказа», – отмечает эксперт.
Озабоченность Марата Мусина разделяет и начальник Главка МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу генерал-полковник полиции Сергей Ченчик. Он уверен, что нестабильность на Северном Кавказе связана с деятельностью боевиков, прошедших подготовку за рубежом. Сирию он не упоминает, но важно помнить, что два месяца назад информацию об участии граждан России в боях в Сирии подтвердил директор ФСБ Александр Бортников. «Порядка 200 выходцев из РФ воюют на стороне террористов в Сирии», – заявил он 6 июня после совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнеров ФСБ России. «Опасность этого действа в том, что в конечном итоге эти террористы будут возвращаться в страны, откуда они выезжали», – опасается Бортников.
Сергей Ченчик на днях говорил более конкретно. По его оценке, осложнение оперативной обстановки на Северном Кавказе «связано не только с протестными настроениями населения, коррумпированностью местных властей, социальной напряженностью, межэтническими и межклановыми противостояниями, но и с нарастающим интересом экстремистских исламских организаций, сил международного терроризма, спецслужб различных государств к Олимпийским играм в Сочи».
Как считает Марат Мусин, вернувшиеся из Сирии боевики могут дестабилизировать ситуацию и в больших масштабах. Он уверен, что основу террористического интернационала в Сирии составляют выходцы из некоторых республик бывшего СССР. В рядах боевиков, к примеру, замечены киргизы и узбеки.
«Граждане стран СНГ проникают в Сирию через Турцию. После того, как они переползают границу, их встречают киргизы, которые знают русский язык. Затем они попадают в лагеря, где много азербайджанцев. Их сейчас в Джобаре (место активных боевых действий в пригороде Дамаска. – «НГ»), как говорится, пачками кладут», – рассказывает Мусин.
«Теоретически изготовить оружие, оснащенное боевыми отравляющими веществами, кустарным способом можно. Зная технологии, это сделать в принципе несложно, – рассуждает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – В Сирии боевики приобретают значительный боевой опыт. В том числе не исключено, что и в применении оружия массового поражения. Они получают, конечно, и какие-то знания о составе и принципах действия тех или иных отравляющих веществ. Такие интеллектуальные террористы очень опасны. Думается, уже сейчас в нашей стране необходимо создать систему, которая препятствовала бы перемещению таких лиц на нашу территорию. И первое, что надо сделать, – это ужесточить пограничный контроль и ввести визовый режим со странами СНГ».