Фото Reuters
Пути избирательной кампании неисповедимы. Вчера они привели кандидата консервативного блока ХДС/ХСС канцлерин Ангелу Меркель в баварский Дахау, что в 20 км от Мюнхена. Сначала это было посещение бывшего нацистского концлагеря. Затем – встреча с избирателями под большим шатром народного праздника с речами и перезвоном пивных литровых кружек.Предвыборных мероприятий в Германии будет еще много, а визит в первый лагерь пыток и уничтожения, открытый гитлеровцами сразу после захвата власти, – событие. Ранее Меркель пришлось «по должности» сопровождать президента США Барака Обаму в Бухенвальде. Вчера же это был самостоятельный политический выбор. Ему предшествовало приглашение объединения бывших узников Дахау. Однако до Меркель никто из канцлеров так и не решился пройти туда через ворота с кованым издевательским девизом «Работа дает свободу».
Накануне канцлерин сказала, что это будет для нее «тяжелый момент». Бараки в концлагере давно снесены, но их бесконечные ряды легко представить умозрительно. Меркель воздала должное памяти убитых и замученных здесь эсэсовцами 43 тыс. узников и возложила венок к памятнику предупреждения.
За годы корреспондентской работы в ФРГ мне довелось повидать ряд бывших нацистских концлагерей. В Дахау был даже дважды: один раз сам, воспользовавшись перерывом на Олимпиаде в Мюнхене; другой – годы спустя, познакомившись с бывшим узником-немцем, который показал, где были расстреляны 4 тыс. пленных советских офицеров. Но куда только ни занесла война наших людей в Германии. Сколько их могил в городах Санлуи, Ветцлар, Бонн... Поистине нет ничего более святого, как не забывать послевоенный девиз немцев: «Никогда снова война, никогда снова фашизм».
Об этом, кстати, напомнила Меркель студентка политологии Мюнхенского университета Юдит Иссиг, интервьюируя ее накануне посещения Дахау. «Федеральное правительство и, я полагаю, широкие круги общества воспринимают эту опасность очень серьезно», – отвечала канцлерин. Не осознав прошлого, нельзя строить будущее. Национал-социализм относится к самым темным сторонам немецкой истории. Хотя мы живем при демократии, «мы знаем, что она подвергается угрозам; что есть антисемитизм, расизм и правые политические группы». Поэтому, заключила Меркель, «мы и сегодня призваны разбираться с прошлым».
Позиция вполне определенная. Независимо от предвыборных аспектов весьма полезная и актуальная. Неонацистская Национал-демократическая партия Германии (НДПГ) участвует в избирательной кампании. Над террористической группой «Национал-социалистское подполье», на счету которой 10 жертв, продолжается суд в Мюнхене. Только в Тюрингии число членов НДПГ выросло в прошлом году с 30 до 330.
В июле раскрыта неонацистская группа «Вервольф» со связями в Гамбурге, Штутгарте и Швейцарии. Как пишет Spiegel, «с невыявленными пока сообщниками шестеро неонацистов планировали создать командование «Вервольф» с целью насильственного устранения политической системы ФРГ». В марте СМИ со ссылкой на правительственный ответ на парламентский запрос сообщали, что власти ведут розыск 266 скрывающихся неонацистов, в связи с чем эксперты в сфере безопасности говорили о «тикающей бомбе замедленного действия».
Хотя все это запрещено немецким Уголовным кодексом, проявляется определенная терпимость к демонстрации нацистских символов – от гитлеровского приветствия и свастики до флагов, значков, формы и т.д. На днях суд в Касселе оправдал художника Йонатана Меесе, найдя, что гитлеровское приветствие было использовано им для перформанса. Но если еще можно принять, что это «служило искусству», то проповедь престарелого католического священника в трирской кирхе Св. Мартина, которую он закончил 4 августа нацистским приветствием «Зиг хайль!», уж никак не объяснима. Как и скандал в Вюрцбурге, где католические семинаристы – кандидаты на сан священника, вскидывали руку в нацистском приветствии по ходу концерта неонацистской группы «Фрай». Они были за это отчислены, но сам поступок показателен.
Объединение жертв концлагеря Дахау оценило посещение Меркель как «значительный шаг для немецкой политики преодоления прошлого». Многолетний руководитель Центра изучения антисемитизма в берлинском Техническом университете историк Вольфганг Бенц тоже считает, что выражение сочувствия и возложение венка, конечно, хорошо, «но все-таки несколько мало и очень, очень запоздало». В свою очередь, политические соперники в избирательной кампании критикуют выбор момента. Вместе с тем многие в ФРГ помнят, что федеральное правительство, отказавшись поддержать оппозицию с обращением в Конституционный суд с требованием запрета НДПГ, заблокировало принятие решительной меры в борьбе с угрозой правого экстремизма.