Ангела Меркель и Пеер Штайнбрюк – главные соперники. Фото Reuters
В Германии пошел обратный отсчет времени до выборов 22 сентября. Партии максимально активизируют свой электоральный потенциал. Начиная с этой недели, канцлерин и кандидат блока ХДС/ХСС Ангела Меркель проведет более 50 больших митингов и собраний по всей стране. Социал-демократы устроили в субботу и воскресенье в Берлине «Германский праздник» с 200 тыс. своих сторонников.Формально это мероприятие с речами, лекциями, концертами было посвящено 150-летию СДПГ, исполнившемуся еще в мае. Фактически же оно имело важное мобилизационное предназначение на фоне не слишком перспективных предвыборных рейтингов партии. Главным оратором был ее кандидат Пеер Штайнбрюк – в прошлом глава земельного правительства Северного Рейна–Вестфалии и министр финансов «большой коалиции» христианских и социал-демократов. «Я хочу стать федеральным канцлером ФРГ, потому что политический застой при нынешнем правительстве ослабляет Германию», – объяснял он с трибуны у Бранденбургских ворот.
Консервативный блок такие оценки отвергает. В большом субботнем интервью газете Frankfurter Allgemeinen Zeitung Ангела Меркель опровергла слухи о том, что в случае переизбрания главой кабинета может не проработать весь срок. Мысли ее сосредоточены на том, «как мне политически оформить следующие четыре года».
Всего к участию в избирательной кампании допущены 38 партий. Главное соперничество традиционно разворачивается между ХДС и СДПГ. Они автоматически титулуют себя народными партиями, хотя несут серьезные потери в авторитете. Во времена Вилли Брандта СДПГ имела более 1 млн. членов, сейчас нет и половины этого. У ХДС еще меньше – около 469 тыс. После лидерства Гельмута Коля партия сильно отощала. Ставка консерваторов на этих выборах целиком делается на популярность Ангелы Меркель.
На сегодняшний день ее победа во главе ХДС/ХСС выглядит, по данным рейтингов, почти гарантированной, а шансы социал-демократического соперника Пеера Штайнбрюка почти безнадежными. Большинство немцев довольны работой канцлерин. Экономика минимально, но прибавляет, безработных менее трех миллионов, экспорт процветает. Будь выборы сегодня, Меркель получила бы 55%, а Штайнбрюк – лишь 22% голосов. Соотношение по партиям тоже в пользу ее блока. ХДС/ХСС готовы поддержать 39–40% избирателей, СДПГ – 26%.
Но это не вся картина. Официально ХДС/ХСС хотели бы продолжить черно-желтую коалицию с либералами, а СДПГ – создать правительство с зелеными. Но очень вероятно, что оба варианта окажутся несостоятельными из-за недобора необходимого большинства депутатских мандатов. Либералам приходится мечтать хотя бы о пятипроцентной проходимости в парламент. Зеленые и левые в нем скорее всего окажутся, но СДПГ перспективу тройственной коалиции с ними отвергает.
Как предположила в субботу Меркель, результат выборов будет «очень, очень малым». Неопределенность уже оживляет дискуссию о вариантах. Канцлерин не отвергла начисто возможность возвращения к черно-красной коалиции, напомнив, что она уже возглавляла такую. Против нее не возражало бы большинство ХДС/ХСС и до 34% сторонников СДПГ. Но Штайнбрюк в кабинет во главе с Меркель не войдет принципиально. Да и опыт такой коалиции для социал-демократов прискорбен, вызывает отторжение. На протяжении всей истории ФРГ блок ХДС/ХСС только пожирал партнеров, не исключая СДПГ, если вспомнить ее провальный итог на выборах 2009 года. Впрочем, в Берлине не все заранее просчитывается. Не исключаются и непредвиденные послевыборные комбинации.
А пока набирает темп горячая фаза избирательной кампании. Соперники полемизируют как могут. Пресса концерна Шпрингера, горой стоящая за Меркель, преподнесла вчера компромат на Штайнбрюка, утверждая, что во времена ГДР штази намеревалась завербовать его в свои информаторы.