Министры (слева направо) Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Джон Керри и Чак Хейгел на переговорах в формате «2 + 2». Фото автора
Встрече министров иностранных дел и обороны России и США в формате «2 + 2», запланированной на минувшую пятницу в Вашингтоне, некоторые обозреватели с обеих сторон предрекали провал. Некоторые даже сомневались, что такая встреча из-за инцидента с Эдвардом Стоуденом вообще состоится. Встреча и переговоры министров Сергея Лаврова и Сергея Шойгу со своими коллегами Джоном Керри и Чаком Хейгелом, несмотря на мрачные прогнозы, все-таки состоялись. Прошла она в украшенном портретами американских президентов и флагами двух стран зале на последнем этаже Госдепартамента, с балкона которого видны были и Капитолий, и мемориал Линкольна, и даже Белый дом.Министры в приветственном слове, который разрешили выслушать журналистам, выразили свою настроенность на конструктивную работу. Хотя тень Сноудена, перенос на неопределенное время визита Барака Обамы в Москву, хотели они того или нет, все же витали над их встречей. Об этом можно судить и по тому факту, что по окончании переговоров не было традиционной в таких случаях пресс-конференции обеих делегаций. (Брифинг для российских и американских журналистов министры Сергей Лавров и Сергей Шойгу провели отдельно в здании российского посольства в Вашингтоне.) И по замечанию министра иностранных дел России, подписание подготовленныго пакета двусторонних соглашений и договоренностей теперь отложено. А среди них такие важные, как «Заявление о развитии двустороннего сотрудничества», посвященное не только экономике, торговле и политике, но и вопросам безопасности. Есть в этой папке и «Заявление об объединении усилий по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков», соглашения «О внесении изменений в договор между СССР и США от 1987 года о создании НЦУЯО (Национальные центры по уменьшению ядерной опасности)» и «О сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетических сферах»…
Тем не менее, как отметил Сергей Лавров, Сноуден – эпизод во взаимоотношениях двух стран, а объективная реальность требует от государственных деятелей и России, и США искать и находить взаимоприемлемые решения по очень широкому кругу международных проблем – «взрослых поступков». На нас лежит ответственность не только за состояние двусторонних отношений, но и за международную безопасность, подчеркнул министр. «Между нашими странами нет никакой холодной войны, а есть самое настоящее партнерство», – заявил он.
Среди достигнутых договоренностей можно выделить согласие двух сторон на проведение до конца августа встречи экспертов, которые должны обсудить подготовку конференции по Сирии. «Нужно делать все, чтобы двигаться к реализации поставленных целей, добиться объединения усилий правительства и оппозиции Сирии, чтобы искоренить терроризм, изгнать террористов из Сирии», – сказал министр иностранных дел. Он подчеркнул: США заверили, что убедят сирийскую оппозицию приехать на международную конференцию в Женеве.
Есть согласие двух сторон и по ситуации в Афганистане. «С 2009 года, когда вступило в силу соглашение между нами и Соединенными Штатами о транзите, – сообщил Сергей Лавров, – состоялось более 3,4 тысячи рейсов через нашу территорию, на которых были перевезены 265 тысяч американских военнослужащих. Эти цифры показывают, насколько важно нам продолжать взаимодействие по этой теме, особенно в свете фактора 2014 года». Поддержали Россия и США и решение нового президента Ирана Хасана Рухани о большей открытости его страны. «Мы ожидаем скорейшего проведения встречи «шестерки» с Ираном», – сказал Лавров.
Но, наверное, наибольшее внимание уделили стороны проблеме ЕвроПРО. «С тех пор как мы начали дискуссии по новому договору СНВ, мы всегда говорили о противоракетной обороне, и мы с удовлетворением отметили, что в апрельском послании президенту Путину Обама признал необходимость принимать во внимание все факторы, которые влияют на стратегическую стабильность, когда мы говорим о сокращениях. В Лох-Эрне наши два президента обсудили шаги, которые были предложены нашими американскими партнерами для того, чтобы повысить транспарентность в этой области», – сказал Лавров. Россия была готова предоставить свои предложения по ПРО на встрече Путина и Обамы в Москве, однако теперь она сделает это на следующей встрече двух президентов.
О своем видении проблемы ПРО говорил журналистам и министр обороны России Сергей Шойгу. Отвечая на вопрос автора этих строк, он сказал, что изложил своему коллеге Чаку Хейгелу российские озабоченности по поводу размещения элементов американской противоракетной обороны в Европе и особенно в Балтийском и Баренцевом морях, омывающих российские берега. «Эти озабоченности были услышаны», – подчеркнул генерал армии. А какие будут ответные шаги американской администрации по этой проблеме, мы, вероятно, узнаем в недалеком будущем.
Вместе с тем глава российского военного ведомства отметил, что его знакомство с американским коллегой показало, что Пентагон настроен на деловое взаимовыгодное сотрудничество с нашим Минобороны. Кроме традиционных обменов визитами военных делегаций самого разного уровня, в планах двух ведомств на этот и на будущий год совместные учения (кстати, в ближайшие месяцы в Псков, к десантникам 106-й дивизии ВДВ, приедут для проведения совместной парашютно-десантной подготовки заокеанские спецназовцы), другие мероприятия. США, как и Италия, приняли приглашение принять участие в новом российском состязании под названием «Танковый биатлон», даже пообещали выиграть его.
Я спросил министра, привезут они свой танк или станут осваивать наш Т-90. И не боятся ли американцы, что их «Абрамс» застрянет в оврагах и рытвинах наших полигонов.
Сергей Шойгу улыбнулся. Немцы, итальянцы и американцы будут тренироваться на своих танках, сказал он. Но мы сделаем все, чтобы иностранные армии стали покупать наши танки.
Вашингтон–Москва