Фото Reuters
В остром споре об экспорте китайской гелиотехники между ЕС и КНР достигнут компромисс. Обозначена минимальная цена на солнечные модули, а также очерчен годовой объем их поставок в Европу. Член Комиссии ЕС Карел де Гухт, ведающий вопросами торговли, назвал вчера на специальной пресс-конференции в Брюсселе эти договоренности «дружественным решением». Представители объединения европейских фирм EU ProSun, напротив, выражают недовольство, считая, что Брюссель пошел на уступки Пекину.Соперничество между ними в инновационной энергосфере обрело в последний период чрезвычайную напряженность. По инициативе EU ProSun, представляющего 40 фирм во главе с немецким концерном Solarworld в Бонне, Евросоюз еще в 2012 году начал разборку с Пекином относительно демпингового характера китайского экспорта солнечных панелей и относящегося к ним оборудования. Европейские производители считают себя ущемленными дешевизной китайских изделий, конкурировать с которыми одно разорение. По данным ЕС, европейская отрасль гелиотехники столкнулась с перспективой утраты 25 тыс. рабочих мест. А вчера Solarworld объявил о предстоящем сокращении персонала даже на своем дочернем предприятии в США, объясняя это китайской конкуренцией.
Поскольку переговоры не продвигались, Брюссель ввел с 6 июля штрафные пошлины. Пекин в ответ указал пальцем на явно субсидируемый экспорт европейских вин и некоторых других товаров. Возникла угроза торговой войны двух крупнейших экономических блоков. Китаю это тоже могло принести только ненужные осложнения. Ведь китайской отрасли есть что терять. Она зарабатывает на поставках солнечных панелей в страны ЕС уже до 21 млрд. евро в год, а ее продукция занимает до 80% соответствующего рынка сообщества. Причем это наиболее перспективный рынок. В США не разгуляешься. Там эту китайскую продукцию удается сбыть только на 2,4 млрд. евро. Дело в том, что еще пару лет назад Вашингтон обложил ее налогом в 31%, который при ввозе без ведома Министерства торговли подскакивает до 250%.
В итоге Пекин взял линию на переговоры, а Брюсселю тоже не оставалось иного. Правда, де Гухт, имея в виду введенные штрафные пошлины, заявил, что будет вести дискуссии с «заряженным ружьем». Как показывает опыт, брюссельские попытки сдержать и ослабить китайское вторжение малоэффективны. Китайские велосипеды уже многие годы обложены антидемпинговой пошлиной в 48,5%. В октябре 2011 года эта мера продлена еще на 5 лет. Но европейская велосипедная продукция сокращается, а китайские велосипеды, несмотря на пошлину, остаются вдвое дешевле европейских. То же самое с глянцевой бумагой китайского производства.
Компромиссу скорее помогла взаимная заинтересованность ЕС и Китая в сохранении и развитии экономического обмена. Особенно стран еврозоны, переживающих очень сложные времена. Вероятно, сказалось и то, что проблема китайского импорта гелиотехники получила политический аспект. Как напомнил вчера бюллетень Deutsche Wirtschafts Nachrichten, она отражала «противоборство между крепнущим Китаем и кризисным ЕС». Страны вроде Германии, ведущие огромную торговлю с Китаем и динамично развивающие с ним отношения, опасались негативного на них влияния спора Брюссель–Пекин.