Жан-Клоду Юнкеру пришлось ответить перед парламентом за проступки люксембургской разведки. Фото Reuters
Люксембург неожиданно оказался во власти политического землетрясения. Вчера днем премьер-министр Жан-Клод Юнкер, председатель парламента и лидеры фракций встретились с Великим Герцогом Анри для обсуждения вопроса о досрочных выборах в Палату депутатов. Этому предшествовали семичасовые парламентские прения по докладу о скандальной практике Службы разведки государства Люксембург (SREL).Доклад парламентской комиссии – итог ее 50 заседаний. Он содержит невероятные для столь демократической страны факты самоуправства национальной спецслужбы. На заседании парламента говорилось о массовых противозаконных слежках и прослушках, организованных службой SREL. Она имела свои квартиры, торговала автомобилями, устраивала на работу, распространяла дискриминирующие слухи в отношении неугодных лиц. Велась слежка даже за Великим Герцогом Анри, а бывший шеф разведслужбы лично тайно записывал через микрофон в наручных часах его разговор с премьер-министром.
Доклад однозначно возлагает политическую ответственность за отсутствие должного контроля за SREL на премьер-министра, в непосредственном подчинении которого она и находится. Юнкер признал некоторые ошибки, но не вину за всю деятельность секретной службы, которая не входила, как он выразился, в число его политических приоритетов. В ходе дебатов социал-демократы, входящие в правящую коалицию с Христианско-социальной народной партией Юнкера, высказались за его отставку. На такой шаг премьер, однако, не согласился, парировав: «Люксембург получит досрочные выборы. Иного выхода нет».
Ситуация в Люксембурге не может не привлекать всеобщего внимания. Роль герцогства в европейской (и не только) политике намного превосходит ранг малого государства. Во многом это связано с личностью 58-летнего премьера Жан-Клода Юнкера, который занимает этот пост 18 лет подряд. В сочетании с другими должностями весь его правительственный опыт превышает 30 лет. Он был одним из инициаторов введения общей европейской валюты и до зимы этого года восемь лет возглавлял группу стран еврозоны, получив прозвище Мистер Евро. В этом качестве Юнкер обрел немалый общеевропейский авторитет, и даже, «сдав позицию» координатора еврозоны, остается политиком, мнение которого имеет большой вес. По прогнозам наблюдателей, Юнкер имеет на выборах неплохие шансы. Сам он не без юмора замечает: выборы – это же не приговор к расстрелу и даже не к тюрьме.
Политический кризис в Люксембурге и выборы, которые, по прогнозам прессы, могут быть назначены на 20 октября, не грозят сказаться на перспективах антикризисной стабильности в ЕС, но и не укрепляют их. Очевидно, что Люксембург может на какое-то время выпасть из активной европейской политики, решения в которой задерживаются уже из-за германских выборов. Все это прибавляет мазок к общей картине неустойчивости на европейском поле. Наконец, существенен и нравственный аспект люксембургского скандала, пусть не прямо, но все-таки смыкающегося сейчас с лавиной разоблачений шпионского произвола США в Европе.
Наряду с Германией у страны в Европе достойный финансовый рейтинг, и она, особенно после кипрских событий, остается важным европейским центром капитала, привлекающим низкими налогами. Весьма развиты, в частности, российско-люксембургские политические, экономические и финансовые отношения. Как сказал «НГ» посол России в Люксембурге Марк Энтин, Люксембург «предпринял необходимые шаги для выхода на транспарентность и жесткое соответствие всем регулятивным нормам и очень четко отслеживает, чтобы не поддающийся проверке капитал не поступал на финансовые площадки страны».
По словам посла, российско-люксембургские отношения основываются на твердой исторической базе. В настоящее время они развиваются по восходящей, и возможности для расширения сотрудничества очень хорошие. Естественно, что частные лица РФ и корпоративный капитал этим активно пользуются. На территории Люксембурга зарегистрированы в качестве юридических лиц многие крупные проекты или дочерние предприятия, что дает им возможность использовать тот благоприятный законодательный, инвестиционный и бизнес-климат, который имеется в стране.
Показательны такие данные. В прошлом году объем накопленных инвестиций из Люксембурга в Россию составил 36,7 млрд. долл. (из них прямые – 1,1 млрд.). А из 6,2 млрд. российских инвестиций в Люксембург прямые составили 2,4 млрд. долл. Работает Смешанная комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом.