Канцлерин Меркель своей шуткой затронула тему, болезненную для Европы. Фото Reuters
С большой долей вероятности можно предположить, что, будучи сегодня в Брюсселе, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан постараются избежать встречи лицом к лицу. Накануне берлинская пресса проиллюстрировала их отношения архивными фотографиями, на которых оба отворачиваются друг от друга. Дело в том, что на днях между двумя союзниками по НАТО и партнерами в ЕС вспыхнул громкий политический скандал. Причем сдетонировали его полемические высказывания обоих лидеров.Первой «а» вроде бы произнесла Ангела Меркель. В прошлый четверг, выступая на европейском форуме телеканала WDR, канцлерин заявила в связи с политикой венгерского правительства: «Мы будем делать все, чтобы вернуть Венгрию на правильный путь, и не станем посылать сразу кавалерию». Премьер Орбан незамедлительно отреагировал на следующий день по радио Кошута: «Немцы однажды уже посылали в Венгрию кавалерию, причем в виде танков». И добавил: «Мы просили бы не посылать ее вновь. Это уже тогда не было хорошей идеей и не сработало».
Ситуация одновременно серьезная и пикантная. В ней есть и «третий лишний». Или скорее тень нынешнего социал-демократического кандидата в канцлеры Пеера Штайнбрюка.
На форуме WDR Штайнбрюк говорил о возможном исключении Венгрии из ЕС. А ранее, в 2009 году, занимая в кабинете Меркель пост министра финансов, он однажды пригрозил «двинуть кавалерию». Правда, против Швейцарии, если ее банки не раскроют немецких уклонистов от налогов. Видимо, это и вспомнила канцлерин, полагая, что «кавалерия» будет понята в ее речи как ироническая стрела в адрес соперника. Обернулось же все хмурой тучей в отношениях с Венгрией.
Толстый намек Виктора Орбана на нацистский план «Маргарита», по которому Гитлер оккупировал Венгрию в 1944 году, чтобы она не сдалась наступающей Советской армии, воспринят в Берлине нервно. «Венгерский премьер охотно провоцирует, но сейчас Виктор Орбан зашел слишком далеко. Консерватор выстроил сравнение между Ангелой Мерель и Гитлером», – возмущается журнал Spiegel.
Министр иностранных дел Гидо Вестервелле назвал высказывания Орбана «бестактностью, которую мы отвергаем». Председатель внешнеполитического комитета Бундестага Рупрехт Поленц (ХДС) считает, что, «используя невероятные сравнения с нацизмом, употреблявшиеся до сих пор греческими демонстрантами», премьер Орбан «все больше отягощает» традиционно хорошие отношения между Германией и Венгрией.
Представители оппозиционных социал-демократов и «зеленых» не отстают. Они требуют от правительства с Венгрией и ее премьером не церемониться. По-видимому, тут играют роль и предвыборные соображения. Однако для кабинета Меркель это рискованно. ХДС/ХСС и венгерская правящая партия Фидес идеологически и политически близки. Они входят в Европарламенте в общую фракцию Европейской народной партии. Недавняя встреча с Орбаном в Страсбурге показала, что депутаты ХДС/ХСС скорее готовы принимать, чем критиковать его политический курс.
Ситуация в Венгрии, конечно, вызывает вопросы. В парламенте присутствует правоэкстремистская партия. Есть антисемитизм, преследования цыган и т.д. Но главные претензии ЕС сводятся к изменениям Конституции и ряда законов, которые предприняты правительством Орбана. На взгляд Брюсселя, они противоречат демократическим представлениям сообщества. Вместе с тем критика в венгерский адрес объясняется и характером ряда антикризисных мер правительства Орбана, не копирующих стопроцентно курс ЕС.
По этим причинам Будапешту готовят санкции, а в Европарламенте грозят лишением права голоса. При этом, как и в делах еврокризиса, особенно наседают политики и пресса Германии, не считаясь с тем, что для венгерской стороны это – вмешательство во внутренние дела. В этом, очевидно, и есть основная подоплека перманентной в последние годы напряженности на германо-мадьярском участке Европы.