Бергольо совершил молитву в папском сане сразу после избрания. Фото Reuters
«Братья и сестры, добрый вечер! Вы знаете, что задача конклава заключалась в том, чтобы дать епископа Риму, и, кажется, мои братья-кардиналы его нашли на краю света... И я здесь». Это первые слова первого Папы, принявшего имя Франциск.
Хорхе Марио Бергольо, аргентинец итальянского происхождения, 76 лет, иезуит, 266-й Верховный Понтифик, является и первым латиноамериканцем на Престоле Святого Петра.
Почему Бергольо? Один из самых известных итальянских специалистов по ватиканским делам, писатель и журналист Витторио Мессори, объяснил в газете Corriere della Sera причины, по которым, на его взгляд, Понтификом стал именно кардинал из Аргентины. «В конклаве, – пишет он, – могли бы решиться на геополитический выбор, как было с Каролем Войтылой. Это был удачный выбор, который поверг в панику номенклатуру Советского Союза. Это была трещина, которая, расширяясь, в конце концов вызвала падение всех «стен» империи».
Сегодня же геополитический выбор, по мнению Мессори, мог бы идти в двух направлениях: поднять на Престол Святого Петра первого в истории китайца, гонконгского епископа Джона Тон Хоня. Паника на этот раз вспыхнула бы не в Москве, а в Пекине, где правительство попыталось создать национальную Церковь, отделенную от Рима, назначая даже епископов. А верные Папе верующие вынуждены уйти в подполье. Как можно дальше их держать в катакомбах и лагерях, если бы один из них стал Папой? Но Церковь не спешит, смотрит в дальнюю перспективу. Очередь за Китаем, считает Мессори, вероятно, придет на будущем конклаве, когда, как бывает во всех тоталитарных режимах, в системе начнется упадок, она ослабнет и можно будет нанести по ней решительный удар.
Причем же тут Бергольо? Этот конклав, по мнению Мессори, пока сделал другой, действительно неотложный, геополитический выбор, даже если в Европе не осознают серьезность ситуации. Латинская Америка может скоро потерять имидж важнейшего католического континента. Значит, сначала надо заняться одной кризисной ситуацией, Латинской Америкой, чтобы позднее справиться с другой критической ситуацией – китайской.
Когда в 19 часов 06 минут (22.06 в Москве) труба Сикстинской капеллы стала испускать белый дым, на площади Святого Петра, с утра заполненной верующими и любопытными, раздался всеобщий крик ликования: «Да здравствует Папа! Да здравствует Папа!» Избрание Бергольо стало для многих неожиданным. В первый круг «папабиле» – кандидатов в Папы – он не входил.
Сюрприз оказался двойным: национальность нового Папы и выбор имени – имени Франциска Ассизского, – сразу дали понять, что основное внимание Бергольо будет уделять нищим и обездоленным. «Франциск, Франциск!» – кричали верующие на площади. Давая характеристику новому Понтифику, СМИ отмечают его личную скромность, которая, вероятно, вызовет особый отклик у паствы. Известно, что в Буэнос-Айресе он отказался жить в епископском дворце и перебрался небольшую комнату в центре города. Ездить предпочитал на общественном транспорте и готовил себе сам. Бергольо предпочитал одеваться в простую черную монашескую рясу. Впрочем, ничто человеческое ему не чуждо: кардинал признавался, что любит танго, любимыми книгами называет «Обрученные» итальянского писателя XIX века Алессандро Мандзони и «Божественную комедию» Данте Алигьери и не скрывает, что в молодые годы у него была невеста. Новый Папа – строгий, но очень простой человек, который любит футбол и болеет за клуб «Сан-Лоренсо», сообщил викарий Буэнос-Айреса монсеньор Рауль Мартин.
Чтобы найти другого неевропейского Папу, надо отойти назад на более чем 300 лет. Бергольо считают представителем умеренно-консервативного крыла в рядах кардиналов. Он выступает против абортов и эвтаназии, поддерживает позицию Католической церкви, осуждающей гомосексуализм, резко осудил принятие в 2010 году закона, разрешающего однополые браки. Он призывает не разрешать таким парам усыновление детей, но одновременно выступает за уважительное отношение к секс-меньшинствам.
Его национальность и избранное имя имеют в любом случае большое символическое значение. Франциск Ассизский, живший в XIII веке, не общался с менялами и ростовщиками, а искал все возможности, чтобы одеть и накормить обездоленных. В выборе Папой Бергольо имени Франциск многие ватиканисты видят как бы предзнаменование того, что новый Понтифик проведет радикальную чистку в Ватиканском банке, именуемом «Институтом религиозных дел» (ИОР). От нового Папы ожидают, что он вырвет банк из когтей международных финансистов, которые в ряде случаев отмывали через него деньги более чем сомнительного происхождения. Крайне необходимая реформа ватиканского аппарата будет для него легче, чем для его предшественника.
В первом выступлении с балкона Собора Святого Петра Папа Франциск подчеркнул свою роль римского епископа. Это сан, который имели все Папы Римские, но который в официальных выступлениях не выпячивается: Папа Римский, разумеется, прежде всего глава Католической («кафолической», то есть «вселенской») церкви, епископство Рима, так сказать, в придачу. Но в данном конкретном случае выдвижение Папой на передний план своей функции епископа города Рима, возможно, указывает на намерение смягчить централизм Римской курии, который ее душил.
У Бергольо имеется и определенный опыт экуменической работы, потому что в Буэнос-Айресе есть многочисленная колония православных людей разных национальностей (русские, украинцы, греки, палестинцы и т.д.), с которыми он поддерживает активные связи. Но кто-то отмечает, что этот опыт не выходит за пределы чисто местной деятельности. Поэтому в Русской православной церкви осторожно прокомментировали избрание кардинала Бергольо. «Он не был активным участником непосредственно православно-католических отношений. Здесь трудно делать какие-либо прогнозы», – сказал руководитель секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешнецерковных связей Московского Патриархата протоиерей Димитрий Сизоненко. Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев отозвался о новом Папе с большей теплотой. «Произвел очень светлое впечатление. Добрые глаза и лицо», – написал он в своем блоге. «Избранное им имя (Франциск – апостол нищеты) обещает огромные потрясения для Католической церкви – понуждение ее к преобразованию в Церковь бедных, а не в Церковь солидных господ», – считает Кураев.
Рим