В Италии правительство Марио Монти, уже подавшее в отставку и исполняющее свои обязанности только по текущим делам в ожидании февральских парламентских выборов, рискует преждевременно закончить свою и без того призрачную жизнь. А левоцентристская Демократическая партия (ДП) во главе с Пьерлуиджи Берсани может уступить позицию фаворита в предвыборной гонке партии «Народ Свободы» бывшего премьера Сильвио Берлускони.
Виновник всей этой грозящей перетряски – скандал, разразившийся в одном из крупнейших банков страны, который, среди прочего, является и самым старым в мире еще функционирующим банком. Речь идет о банке «Монте дей Паски ди Сиена», основанном в 1472 году в тосканском городе Сиена. Его считают финансовой структурой, близкой к Демократической партии. Ведь партия Берсани контролирует область Тоскана и сам город Сиена, где еще базируется этот кредитный институт, являющийся экономическим мотором всего региона.
«Монте дей Паски» уже давно находится в трудной ситуации и в прошлом году получил от правительства Монти государственный заем в 3,9 млрд. евро, что примерно соответствует поступлениям от высокого налога на недвижимость, установленного Монти и вызвавшего широкое недовольство населения. Неприятности для банка усугубились во вторник на прошлой неделе, когда стало известно, что он потеряет еще как минимум 220 млн. евро в результате неудачной и не совсем чистоплотной сделки с японским банком «Номура» – сделки, в которой большую роль сыграли ненадежные и опасные «финансовые деривативы», то есть банковские ресурсы, «отравленные» спекуляцией.
Бывший председатель банка Джузеппе Муссари подал в отставку с ныне занимаемой должности главы Ассоциации итальянских банков (АБИ), потому что, как подтвердил «Номура», он тогда одобрил неудачную сделку. Однако Муссари отрицает, что при этом сознательно нарушил закон. Сиенская прокуратура заявила, что вина за это частично лежит на прежнем правительстве Берлускони, которое отменило уголовную ответственность за подделку отчетности компаний, тем самым облегчив происки мошенников.
Правоцентристские и крайне левые политики, борющиеся за каждый голос избирателей, подняли шумиху. ДП обвиняют в провалах в управлении банком, а уходящего премьера Монти критикуют за использование денег налогоплательщиков для спасения частной структуры. Дело в том, что Монти, глава «технического» кабмина, назначенный в ноябре 2011 года с задачей спасения Италии от финансового дефолта в греческом стиле, теперь занят предвыборной кампанией во главе центристской коалиции в расчете остаться у власти на второй срок.
Лидер ДП Берсани заявил, что его партия не несет никакой ответственности за проблемы банка, но Монти высказал противоположное мнение: «Берсани, – сказал он, – говорит, что ДП ни при чем. Но она даже очень при чем, ну и как!» – прокомментировал премьер в радиоинтервью.
Атака Монти на Берсани ставит под угрозу перспективу сотрудничества между ними после выборов, и это еще один элемент в пользу Берлускони. Критике подвергается и Банк Италии, якобы халатно выполнявший контрольные функции. Государственный банк отверг эти обвинения.
Против «Монте дей Паски», разбазаривающего народные деньги, ополчился и Беппе Грилло, актер-комик, который сейчас возглавляет «Пятизвездное движение» – группировку, выступающую против существующих порядков под популистскими лозунгами. Согласно некоторым прогнозам, это движение может стать «третьей силой» в стране по числу полученных голосов.
Между тем всплыли и пока не проверенные сведения, что раньше сиенский банк в интересах приобретения доходного банка «Антонвенета» заплатил некоему голландскому консорциуму «макси-взятку» (1,2 млрд. долл.), часть которой потом, по сговору с иностранными партнерами, вернулась в карманы тех же самых банкиров.
Собрание акционеров закончилось в пятницу поздно вечером «добром», данным увеличению капитала на 4,5 млрд. евро. Итальянские газеты сравнивают кризис вокруг банка «Монте дей Паски» со всколыхнувшим Италию два года тому назад и ставшим широко известным скандалом компании «Пармалат» и ее босса Калисто Танци. Они считают, что скандал может в конечном счете резко изменить расстановку политических сил в Италии накануне выборов и повлиять на их результаты.