Фото Reuters
В ходе турне по Ближнему Востоку глава МИД РФ Сергей Лавров обвинил Запад в подрыве Женевских договоренностей по Сирии и попытках объединить оппозицию на платформе продолжения вооруженной борьбы. Россия требует от других внешних игроков выполнять обязательства, взятые ими на себя в Женеве, а не настраивать противников Башара Асада на свержение режима. Между тем спецпосланник ООН и ЛАГ Лахдар Брахими предупредил об опасности превращения Сирии в подобие Сомали.
Сирийский кризис стал центральной темой нынешнего ближневосточного турне главы российского внешнеполитического ведомства. Вчера Лавров побывал в Иордании, где провел переговоры с министром иностранных дел Насером Джодой, а также с перешедшим на сторону оппозиции бывшим премьером Сирии Риядом Хиджабом. В ходе этих встреч он четко обозначил российский подход к урегулированию сирийского кризиса: «Если для всех главное – спасти как можно больше жизней, то надо прекращать кровопролитие, надо прекращать вооруженные действия и правительству, и оппозиции».
Ранее в Каире глава МИД напомнил, что Москва настаивает на переговорах между Дамаском и оппозицией с целью создания переходного правительства. Главная проблема в настоящий момент, по его мнению, кроется в том, что другие участники Женевской встречи не выполняют своих обязательств: «Они вообще не общаются с правительством Сирии, а работают только с оппозицией, причем не в пользу принятия ею Женевских договоренностей, а поощряя ее к продолжению военных действий до победного конца».
Речь идет об усилиях США по созданию новой руководящей структуры для противников режима Асада. Переговоры об этом сейчас полным ходом идут в столице Катара Дохе. Ожидается, что результаты будут объявлены в четверг. Новая структура скорее всего будет называться Сирийская национальная инициатива (СНИ), а в ее состав войдут видные диссиденты, члены Сирийского национального совета, представители Свободной сирийской армии, а также местных военных и гражданских советов. Практически все потенциальные участники СНИ выступают против переговоров с нынешними властями страны, что фактически исключает политическое решение.
Такое развитие событий может привести к крайне негативным последствиям для Сирии. «Говорят об угрозе раскола Сирии… Опасность заключается не в расколе, а в «сомализации», коллапсе государства, появлении полевых командиров и соперничающих вооруженных группировок», – предостерег накануне спецпосланник Брахими.
Впрочем, Москва возлагает большие надежды на миротворческие усилия стран региона. Лавров заявил о поддержке египетской инициативы по формированию региональной «четверки» для урегулирования кризиса в Сирии. «Эта инициатива исправляет немаловажное упущение, сделанное при созыве Женевской встречи 30 июня с.г., куда не были приглашены Саудовская Аравия и Иран», – сказал министр.
При этом Лавров исключил принятие в ближайшее время резолюции Совета Безопасности ООН с требованием прекращения огня: «Резолюция, о которой говорят наши западные партнеры и некоторые другие коллеги, замышляется ими исключительно с одной целью – обострить ситуацию и создать условия для смены режима».
Завершившийся в понедельник визит Сергея Лаврова в Египет привлек повышенное внимание также в связи с тем, что российский министр имел дело с находящимися сейчас у власти там представителями движения «Братья-мусульмане», внесенного Верховным судом РФ в список террористических организаций.
В Верховном суде, куда «НГ» обратилась за разъяснениями, не смогли прокомментировать поездку Лаврова. Однако он сам не усмотрел в своих действиях никакой юридической коллизии и пояснил в интервью египетской газете «Аль-Ахрам», что решение Верховного суда от 2003 года запрещает деятельность «Братьев-мусульман» на территории РФ, но не вводит ограничений на контакты с представителями движения. Министр добавил, что подобные контакты уже имели место в марте 2011 года, а само движение претерпело значительную эволюцию и превратилось в силу, действующую в интересах египетского народа.