Сергей Лавров (справа) и Лахдар Брахими провели вчера переговоры в Москве.
Фото Reuters
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам встречи со спецпосланником ООН и ЛАГ Лахдаром Брахими призвал направить в Сирию новую миссию международных наблюдателей. Он подчеркнул, что без этого невозможно обеспечить прекращение насилия и начало переговоров. Глава МИДа также напомнил, что все внешние силы должны подталкивать стороны конфликта к диалогу, а не настраивать их на продолжение войны.
«Мы будем выступать за то, чтобы вернуть в Сирию миссию наблюдателей ООН, включая существенное увеличение ее численного состава», – сказал российский министр. По его словам, международный мониторинг нужен, чтобы сделать первый шаг к выполнению Женевского коммюнике – добиться прекращения насилия со всех сторон. Он отметил, что Москва будет подталкивать всех участников сирийского конфликта к реализации именно такого сценария.
Лавров напомнил, что, по мнению Москвы, в Сирии сейчас идет война, «самый настоящий внутренний вооруженный конфликт», и маховик насилия раскручивается. «За провокациями следуют ответы, очень часто неадекватные ответы», – сказал он на пресс-конференции.
В свою очередь, спецпосланник Брахими также признал, что в Сирии идет полномасштабная гражданская война. «Правительство говорит, что они борются с террористическими группировками и что их долг – защищать своих людей, в то время как другая сторона утверждает, что они борются с жестоким правительством, которое их преследует, а они лишь защищаются. Мы говорим: да, это гражданская война», – сказал спецпосланник. При этом он подчеркнул, что взрывы, происходящие в жилых кварталах сирийских городов, «необходимо классифицировать как теракты».
По данным Интерфакса, Сергей Лавров дал вчера понять, что одним из ключевых условий урегулирования Москва считает согласованные действия внешних сил. «Необходимо, чтобы все внешние игроки использовали свое влияние на различные сирийские группы, будь то правительственные или оппозиционные, для того чтобы посылать одни и те же сигналы, не подзуживать какую-либо сторону к продолжению насилия, кровопролития, а убедить их в немедленном прекращении огня и к политическому процессу», – сказал глава российского внешнеполитического ведомства.
Комментируя слухи о возможной миротворческой операции в Сирии, Брахими сказал, что пока вопрос о направлении миротворцев в Сирию не обсуждается в ООН. Однако, по его словам, «в случае, если Совет Безопасности решит направить миротворческую миссию в рамках усилий по поддержке сирийского народа, – тогда мы будем готовы». В продолжение своей миссии посредник направился из Москвы в Пекин, где сегодня встретится с представителями китайского руководства. Напомним, КНР, как и Россия, выступает против иностранного вмешательства в Сирии и ратует за скорейшее разрешение кризиса на основе внутрисирийского диалога и создания переходного правительства.
За комментариями относительно усилий Лахдара Брахими «НГ» обратилась к профессору МГИМО Марине Сапроновой. Она рассказала, что сирийский конфликт сейчас находится в состоянии негативного паритета: «Ни одна из сторон не способна в ближайшей перспективе добиться военной победы. Это означает затяжную и кровопролитную гражданскую войну».
Эксперт указала, что в подобных условиях встает вопрос о реанимации мирного процесса, в продвижении которого Брахими может помочь Россия. «Его подход к урегулированию близок к тому, которого придерживаются РФ и Китай. Он тоже выступает за участие всех сторон в мирном диалоге, в том числе и Асада. Кроме того, Россия может выступить в роли посредника и повлиять на Дамаск. Поэтому есть необходимость согласовать позиции», – пояснила Марина Сапронова. По ее словам, в нынешней обстановке имеет смысл наращивать усилия по мониторингу ситуации в Сирии, чтобы у международного сообщества была объективная картина происходящего, а также продвигать идею частичного диалога: «Нужны усеченные переговоры между Дамаском и теми группировками, которые к этому готовы. Есть идея о проведении мирной конференции. Возможно, на нейтральной территории».
Говоря о текущих российских интересах на Ближнем Востоке, Марина Сапронова напомнила, что они лежат прежде всего в сфере безопасности. «Другая важная задача – восстановление своего имиджа, пострадавшего в 2011 году в ходе событий арабской весны. Однако решать ее сложно, поскольку Россия очень сильно проигрывает в информационной войне и не задействует имеющиеся в ее распоряжении ресурсы мягкой силы», – посетовала собеседница «НГ».