Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Махмуда Ахмадинежада подтолкнуть Дамаск к прекращению огня и переговорам.
Фото Behrouz Mehri/AFP
Хотя сирийский кризис стал одной из центральных тем открывшегося вчера в Тегеране саммита Движения неприсоединения (ДН), членами которого являются 120 развивающихся стран, среди гостей саммита особо выделялись генсек ООН Пан Ги Мун и президент Египта Мухаммед Мурси. Появление последнего в иранской столице было воспринято многими наблюдателями как сигнал готовности Каира к проведению нового внешнеполитического курса. Однако высказывания египетского лидера поставили под сомнение перспективы сотрудничества АРЕ и Исламской Республики в деле урегулирования конфликта в Сирии.
Формальный повод для поездки Мурси на саммит в Тегеран – передача председательства в ДН Ирану. По официальной информации, его пребывание в иранской столице должно было продлиться всего несколько часов, и никаких двусторонних встреч на высшем уровне на это время не планировалось.
Сам факт, что для первого зарубежного визита Мурси избрал Тегеран, был воспринят многими наблюдателями как сигнал готовности проводить более гибкий и сбалансированный внешнеполитический курс, в том числе в интересах урегулирования сирийского кризиса. Каир даже прочили на роль посредника между Ираном, поддерживающим Башара Асада, и монархиями Персидского залива, спонсирующими оппозицию.
Однако вчерашние резкие заявления египетского президента в адрес Дамаска вряд ли пришлись по вкусу Тегерану, который прежде даже намекал на возможность всестороннего сотрудничества и даже на готовность поделиться с новым, свободным Египтом ядерными технологиями. Выступая перед делегатами саммита, Мурси назвал сирийский режим «репрессивным и потерявшим легитимность» и призвал поддержать тех, кто требует «свободы и справедливости в Сирии». После этого сирийская делегация покинула зал.
Накануне саммита иранские представители четко дали понять, что любой мирный план для Сирии должен предполагать участие президента Асада. Тегеран видит главную причину кризиса в том, что Запад и страны Залива снабжают оружием и деньгами оппозиционные группировки, которые ведут войну с правительством, союзным Исламской Республике.
«Война чужими руками стала на сегодняшний день реалией сирийского кризиса, – заявил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. – Для разрешения кризиса нужно выполнить одно условие – не допускать переброску оружия группировкам в Сирии».
Ранее большие надежды возлагались на план Мурси по созданию региональной контактной группы по Сирии, в рамках которой за одним столом встретились бы Иран, Саудовская Аравия и Турция. Однако такой диалог маловероятен, поскольку Эр-Рияд даже не пожелал прислать своих представителей в Тегеран на саммит.
Со своей стороны, Тегеран предлагает создать группу из пяти стран в составе Египта, Ирана, Венесуэлы – бывшего, нынешнего и будущего председателей ДН – плюс Ливан и Ирак.
Впрочем, похоже, большого эффекта эти инициативы иметь не будут из-за неразрешимых противоречий между сторонами и их патронами. Дело в том, что Иран не намерен прекращать поддержку режима Асада, а сирийская оппозиция, со своей стороны, категорически против участия иранских представителей в любых мирных переговорах.