Президент АРЕ активно взялся за региональную политику.
Фото Reuters
Президент Египта Мухаммед Мурси предложил создать региональную контактную группу по Сирии, в которую помимо АРЕ должны войти Саудовская Аравия, Турция и Иран. Эти страны оказывают военную и политическую поддержку сторонам конфликта, и компромисс между ними может положить конец насилию. Однако Каир выдвигает уход Башара Асада как предварительное условие, что ставит под вопрос перспективы реализации египетской инициативы.
В основе подхода Мурси - представление о сирийском кризисе как о части противостояния между шиитским Ираном и суннитскими тяжеловесами во главе с Саудовской Аравией.
Напомним, для Тегерана Сирия – это своеобразный плацдарм на Ближнем Востоке, а также тыловая база для действующего в Ливане движения «Хезболлах». Со своей стороны, Эр-Рияд и Анкара недовольны ростом шиитского влияния и активно помогают сирийской оппозиции. Наблюдатели говорят, что Иран и Саудовская Аравия не решаются вступать в открытую войну друг с другом и используют своих клиентов для выяснения отношений.
«Иран может быть частью решения, а не частью проблемы, – сказал пресс-секретарь Мурси. – Если вы хотите решить проблему, нужно собрать все стороны, которые имеют реальное влияние». С точки зрения Каира именно контактная группа в составе Саудовской Аравии, Турции, Египта и Ирана сможет предложить региональное решение.
Впрочем, эта инициатива может оказаться мертворожденной из-за стремления египетского лидера фактически предопределить исход диалога. «Президент Башар Асад должен уйти, только после этого можно ставить вопрос о реформах и переговорах», – считает Мурси. Вряд ли такой посыл устроит Дамаск и его союзников.
Нет также гарантий, что Саудовская Аравия захочет договариваться с Ираном. Эр-Рияд, похоже, уверен в победе и не склонен считаться с интересами Тегерана. Так что переговоры, по сути, должны свестись к обсуждению условий капитуляции.
В разговоре с «НГ» директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин отметил, что сейчас трудно говорить о реализации какого бы то ни было мирного плана. «Все планы похожи друг на друга, и перспективы их реализации зависят скорее от политиков, которые их предлагают. В данном случае важно, насколько Мурси удастся договориться с Ираном», – пояснил эксперт.
По словам Виталия Наумкина, инициатива Мурси трудно реализуема: «Она предполагает уход Асада, но сирийский президент не собирается в отставку. Непонятно также, какую позицию займет Иран, который ждет от Египта шагов по нормализации отношений, а их пока нет». Собеседник «НГ» напомнил, что Иран выступил с собственной инициативой, аналогичным образом поступила и Турция, и теперь встает вопрос о том, в какой степени три плана будут стыковаться между собой.
Характеризуя ситуацию в целом, директор ИВ РАН подчеркнул, что быстрого урегулирования быть не может: «Сейчас речь идет о том, удастся ли авторам инициатив договориться о прекращении огня. За этим может последовать переговорный процесс, о котором тоже надо долго договариваться. Нужны переговоры о переговорах». По мнению Виталия Наумкина, для прекращения огня нужна политическая воля и давление на обе стороны, потому что пока есть силы, заинтересованные, например, в том, чтобы Свободная сирийская армия продолжала боевые действия, насилие не остановится.