Анкара направляет все новые колонны войск в юго-западные провинции.
Фото Reuters
Россия официально признала Сирию страной, находящейся в состоянии вооруженного конфликта. За этим решением может последовать эвакуация оттуда россиян, численность которых составляет, по разным оценкам, от 30 до 100 тыс. человек. Пока же сирийская армия и оппозиция готовятся к решительной схватке за Алеппо, а Турция создает мощную группировку войск на границе.
Эксперты предупреждают, что, если все находящиеся в Сирии россияне захотят покинуть страну, оперативно сделать это по воздуху вряд ли удастся, так что важную роль могут сыграть российские ВМС в Средиземноморье, которые могут создать зону безопасности для беженцев и на десантных кораблях перебросить их на Кипр или в другое безопасное место. Впрочем, до причала в Тартусе еще надо будет добраться, поскольку боевики оппозиции периодически нападают на гражданские машины на дорогах.
Тем временем в Алеппо, похоже, наступило временное затишье. Бои носят спорадический характер, и даже появилось некое подобие линии фронта. Обе стороны активно стягивают подкрепления, а также ведут борьбу за контроль над сетью дорог в город, чтобы отрезать оппонентов от снабжения. Армия по-прежнему контролирует аэропорт в Алеппо и использует его для переброски сил.
Во многих районах Алеппо нет воды и электричества, госпитали переполнены ранеными. Ощущается острая нехватка продовольствия и медикаментов. Те жители, которые не смогли или не захотели покинуть город, укрылись в курдских и христианских районах, пока не затронутых боями. Беженцы разместились прямо в городских парках и частных садах.
На этом фоне Турция вновь перебрасывает войска к границе с Сирией. Анкара опасается, что ряд районов на севере Сирии перейдет под контроль Рабочей партии Курдистана (РПК) и будет использоваться в качестве базы для рейдов на турецкую территорию. Другая опасность исходит от исламистов, которые прибывают из Ливии, Алжира, Ирака, Афганистана и даже европейских стран. Эта публика все громче заявляет о себе и своих планах создать на территории Сирии фундаменталистское государство.
Пока что джихадисты, большинство из которых составляют прекрасно подготовленные боевики, выступают в роли ударного авангарда вооруженной оппозиции. Они захватывают населенные пункты, а затем передают их под контроль Свободной сирийской армии.
Однако наблюдатели не исключают, что передислокация войск осуществляется в рамках подготовки к вмешательству в сирийский кризис. На это косвенно указывает переброска к границе подразделений ПВО. Если речь только о курдах, то размещение ЗРК в Искандеруне бессмысленно – у РПК авиации нет. Зато она есть у сирийских военных. В аэропорту Алеппо, например, можно было насчитать свыше десятка истребителей-бомбардировщиков советского производства и примерно столько же военных вертолетов.
Напомним, ранее Анкара упоминала возможность создания зоны безопасности вдоль границы с Сирией, чтобы не допустить распространения нестабильности и гибели мирных жителей. В условиях активизации боевых действий и наплыва беженцев такое решение может показаться очень привлекательным.