Оппозиционеры чувствуют себя хозяевами в ряде районов Алеппо.
Фото Pierre Torres/AFP
Бои в Алеппо не прекращаются. Боевики, численность которых превысила 1200 человек, вчера оказывали ожесточенное сопротивление военным, пытающимся восстановить контроль над экономической столицей Сирии. Оппозиция рассчитывает превратить Алеппо в свой плацдарм и перебрасывает туда подкрепления. Тем временем Россия может столкнуться с неожиданными экономическими потерями из-за своей позиции в этом кризисе. Речь идет о контрактах в Саудовской Аравии, которая активно поддерживает противников режима Башара Асада.
На днях стало известно, что крупный саудовский бизнесмен Мухаммед Свейкат аннулировал контракты с 20 российскими фирмами в знак протеста против позиции Москвы, которая не допускает принятия Советом Безопасности ООН жестких резолюций по Сирии.
Контракты, стоимость которых исчисляется миллионами долларов, преимущественно относятся к нефтегазовой сфере. Ранее в июне, по данным Gulf News, торговые палаты Джидды и Эр-Рияда по тем же политическим причинам отказались принимать у себя делегацию российских бизнесменов.
Предприниматель утверждает, что его поступок вызван желанием поддержать сирийских борцов за свободу и наказать Россию за ее «несправедливую политику». Однако на практике подобные поступки отражают дальнейшее охлаждение в отношениях России с аравийскими монархиями. Впрочем, надо отдавать себе отчет, что поводов для этого было достаточно и прежде. Страны Залива всегда были недовольны политикой Москвы в Чечне и ее дружескими связями с Ираном. В свою очередь, РФ не без оснований подозревала их в поддержке террористов и сепаратистов на Северном Кавказе. Кризис в Сирии лишь лег на благоприятную почву. Последним проявлением подобной латентной враждебности стал скандал с избиением в аэропорту Дохи российского посла в Катаре, закончившийся понижением уровня дипотношений. Эр-Рияд таких пассажей себе не позволяет, однако и с ним отношения не намного теплее.
Впрочем, экономический ущерб от подобных акций вряд ли будет значительным. Объем торговли с монархиями Персидского залива невелик. Они традиционно отдают предпочтение продукции американских и европейских фирм.
В 2010 году, например, товарооборот с крупнейшей страной аравийской шестерки – Саудовской Аравией едва превысил 360 млн. долл., из них почти 300 млн. составил российский экспорт. С ОАЭ товарооборот в 2009 году составил примерно 210 млн. долл., с Катаром – 14,6 млн. долл. Для сравнения с той же Сирией товарооборот в 2008 году превысил 2 млрд. долл. В некоторых странах работают российские нефтяные компании («ЛУКОЙЛ оверсиз» – в Саудовской Аравии), но объем контрактов сравнительно небольшой, поскольку их заключение диктовалось не столько экономическими соображениями, сколько желанием сделать политический реверанс в сторону РФ на определенном этапе развития отношений.
Схожая ситуация и на рынке вооружений. Объемы поставок малы, а разговоры о многомиллиардных контрактах на продажу в Саудовскую Аравию российской военной техники так и остались разговорами.
Другой важный вопрос – цены на нефть и газ, на которые Эр-Рияд и его партнеры влияют очень сильно. Только Саудовской Аравии под силу практически в считанные дни увеличить добычу на миллион баррелей в сутки. Поэтому в последнее время часто можно услышать, что саудовцы активно используют против России нефтяное оружие, сбивая цены и лишая ее основного источника дохода. Такое уже делалось в 80-е годы прошлого века, чтобы ослабить экономику СССР.
Однако американские эксперты утверждают, что тут дело не в России и ее позиции по Сирии, а в предстоящих президентских выборах в США. Ведь для переизбрания Бараку Обаме важно продемонстрировать американцам, что они стали жить лучше, а один из способов сделать это – добиться снижения цен на топливо. Поэтому Эр-Рияд подыгрывает президенту, выступающему за диалог с исламским миром. Кто здесь прав, можно будет увидеть уже после ноября. В любом случае саудовцы уже не столь богаты, как 30 лет назад, и долго размахивать нефтяной дубинкой уже не могут себе позволить.