Хиллари Клинтон ждет уступок от России.
Фото Fabrice Coffrini/AFP
Глава МИД РФ Сергей Лавров выразил удовлетворение результатами переговоров в Женеве, на которых представители мировых держав и стран региона согласовали принципы урегулирования конфликта в Сирии. Однако Россия и Запад по-разному интерпретируют достигнутые договоренности – в частности, они не смогли прийти к единому мнению относительно судьбы президента Башара Асада. Это может стать непреодолимым препятствием на пути реализации нового мирного плана.
В минувшую субботу на своей первой министерской встрече «группа действий» утвердила предложенный спецпосланником ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннаном план политической трансформации в Сирии, конечная цель которого – построение демократического государства, гарантирующего соблюдение прав человека.
Главный элемент плана – создание переходного правительства с участием всех заинтересованных сторон. Этот орган будет наделен всей полнотой исполнительной власти и займется разработкой новой Конституции.
Проект новой Конституции будет вынесен на референдум. «Как только будет установлен новый конституционный порядок, необходимо подготовиться к проведению честных многопартийных выборов», – говорится в коммюнике встречи.
«Группа действий» также назвала условия, без соблюдения которых добиться национального примирения невозможно. В первую очередь участники встречи в Женеве призвали все стороны конфликта прекратить насилие, вывести войска из городов, разоружить и расформировать вооруженные группы, освободить политических заключенных.
«Конфликт в Сирии закончится только тогда, когда все стороны получат гарантии, что существует мирный путь к общему будущему для всех», – указано в коммюнике. Любое решение должно включать список шагов и четкий график реализации. При этом урегулирование должно носить всеобъемлющий характер, то есть «все группы и сегменты общества в Сирии должны получить возможность участвовать в национальном диалоге».
Участники встречи подчеркнули, что сирийский народ должен сам определять будущее своей страны. Однако международное сообщество готово оказать необходимую поддержку для выполнения соглашения, достигнутого сторонами: «Это может включать в себя, если потребуется, присутствие международной помощи по мандату ООН».
Примечательно, что участники Женевской встречи подтвердили поддержку выдвинутого три месяца назад Аннаном плана урегулирования, который предусматривает безусловное прекращение огня всеми сторонами конфликта и начало политического диалога. «Время истекает. Конфликт должен быть разрешен посредством мирного диалога и переговоров», – заявил после встречи Аннан.
Несмотря на общий позитивный исход переговоров, реализация инициативы под вопросом. Прежде всего из-за разного понимания ее содержания. По словам Сергея Лаврова, Женевские договоренности вовсе не означают, что президент Асад должен непременно подать в отставку, поскольку создание правительства национального единства не предполагает выполнения каких-то предварительных условий.
Госсекретарь Хиллари Клинтон, напротив, заявила, что сирийскому лидеру все равно придется уйти. Ей вторят сирийские оппозиционеры, для которых уход Асада – условие, не подлежащее обсуждению. Они увидели в Женевских договоренностях два положительных момента. «Первое – существует согласие относительно того, что семья Асада более не может управлять страной и руководить переходным периодом. Второе – существует согласие относительно того, что переходный период должен отвечать законным интересам сирийского народа, что для нас означает уход Асада, поскольку сирийцы уже выразились по этому поводу», – считают представители Сирийского национального совета.
Западная пресса скептически оценила итоги Женевской встречи, сделав акцент на негибкой позиции России. Однако наблюдатели отмечают, что схожую негибкость демонстрируют США и их союзники в том, что касается президента Асада. Между тем в дипломатических кругах бытует мнение, что репрессии против оппозиции были в значительной степени инициированы окружением Асада, а сам сирийский президент может покинуть пост, если его убедят в необходимости такого шага и предоставят гарантии безопасности его сторонникам.