Фото Reuters
Новый французский президент социалист Франсуа Олланд прибыл вчера с официальным визитом в Рим. Его встреча с главой итальянского правительства Марио Монти посвящена выработке совместной позиции по вопросу о путях выхода из кризиса, охватившего Евросоюз. Комментаторы оценивают эти переговоры как свидетельство сближения Парижа и Рима.
Палаццо Киджи, резиденция итальянского правительства, объявляя о визите, издал коммюнике, в котором подчеркиваются «интенсивная дружба и близость между обеими странами». Это не обычные, дипломатические пышно-пустые слова, а указание на что-то вполне реальное.
Сущность переговоров Олланда с Марио Монти, пишет газета Corriere della sera, отдает здравым смыслом: поддержка большей финансово-экономической и политической интеграции. Но сегодня общая валюта, евро, рискует утонуть – нужны экстренные мероприятия в банковском секторе для поддержания экономического роста, введение налога на международные финансовые транзакции (так называемый налог Тобина) и в какой-то форме европейские бонды.
Дело в том, что дружба между Парижем и Римом будет развиваться под знаком другого лозунга, нежели при старой французско-немецкой оси. Меньше строгой экономии и больше роcта экономики. Эта перемена теперь особенно важна, когда после злоключений Греции и Испании Италия рискует стать очередным «больным человеком» Европы.
Нельзя отрицать, что в последние годы в Евросоюзе тон задавали Берлин и Париж. Теперь ситуация меняется, и этому дали импульс прежде всего три события: приход к власти в Италии технического премьера Марио Монти, победа на президентских выборах во Франции социалиста Франсуа Олланда и поражение немецкого канцлера Ангелы Меркель на выборах в Северном Рейне – Вестфалии.
Накануне прибытия в Рим Олланда, ободренного успехом социалистов в первом туре парламентских выборов во Франции, туда же приехали французские министр иностранных дел Лоран Фабиус и министр по европейским делам Бернар Казнев. Последний в интервью газете Stampa заявил: «В Европе все мы выступаем за строгую бюджетную дисциплину, но требуем также объемных инициатив по росту экономики». С момента возникновения кризиса Меркель и прежний французский президент Николя Саркози (а в начале и Монти) ставили все на строгую или даже строжайшую экономию. Меркель пока не отошла от этих позиций.
Франко-германская ось предлагала найти деньги для выплаты долгов путем сокращения государственных расходов на здравоохранение, образование, сферу услуг и ужесточения налогообложения. То же самое сделал Монти в первую фазу своего премьерства. В результате сегодня в этой стране налоговое давление равняется 42,6%, когда в еврозоне в среднем – 34%, Германии – 37,4%, во Франции – 41% и т.д.
Эти методы позволяют государству, правда, накопить деньги для сокращения бюджетного долга, но средства накачиваются прежде всего из карманов рабочих и служащих. Сокращаются доходы значительной части населения, а тем самым их покупательная способность, страна вступает в рецессию. Поэтому сегодня на повестке дня – рост экономики.
Рим