Опасаясь выступлений сторонников Абу-Исмаила, власти стянули к зданию избирательной комиссии отряды полиции и бронетехнику.
Фото Khaled Desouki/AFP
Египетские салафиты пригрозили провести в ближайшую пятницу марш миллионов в знак протеста против отстранения их единственного кандидата от участия в президентских выборах. Одновременно лидер умеренных исламистов призвал египтян защитить революцию и заявил, что правящие страной генералы попытаются подтасовать результаты голосования. Все это может стать началом открытого конфликта между военными и исламистами.
«Военный совет не имеет серьезных намерений передать власть», – заявил Хайрат аш-Шатыр, известный бизнесмен и главный финансист «Братьев-мусульман». Он и еще девять других кандидатов были под разными предлогами отстранены от участия в выборах, и им не удалось добиться пересмотра решения Центризбиркома, несмотря на поданную накануне апелляцию.
По словам аш-Шатыра, его исключение из списка кандидатов означает только одно: режим Мубарака по-прежнему у власти. «Мы продолжим нашу мирную борьбу, чтобы довести революцию до конца», – пообещал он. Бизнесмен также предупредил сограждан, что военные власти планируют подтасовки и подкуп избирателей.
Однако у «Братьев-мусульман» есть запасной кандидат – лидер партии «Свобода и справедливость» Мухаммед аль- Мурси. Кроме того, борьбу продолжит и Абдель Монейм Абульфутух, который пользуется поддержкой либерального крыла «Братьев».
Куда более серьезные опасения вызывает реакция исламских ультраконсерваторов – салафитов, которые во вторник устроили сидячий пикет у здания национального избиркома. Их лидер Хазем Абу -Исмаил был дисквалифицирован, а запасных кандидатов у них нет. Высокопоставленный представитель группировки уже объявил, что в ближайшую пятницу пройдет марш миллионов, а в перспективе страну ждет вторая революция. Эти угрозы вряд ли были произнесены ради красного словца.
Фундаменталисты контролируют четверть мест в парламенте. В минувшие месяцы они показали свою силу, когда сотни тысяч бородатых мужчин с черными флагами молча прошли по улицам Каира, а потом деловито вытеснили с центральной площади Тахрир всех прочих протестующих. Более того, на Синае местные салафиты позволяли себе днем разъезжать, стреляя в воздух, по улицам населенных пунктов и даже нападали на полицейские участки.
Между тем опросы показывают, что все больше египтян начинают тосковать по прежнему режиму и относительной стабильности, которая была до революции. Почти 40% опрошенных пока не знают, за кого будут голосовать на выборах. Но из определившихся примерно 20% были готовы поддержать бывшего шефа египетской разведки Омара Сулеймана, также отстраненного от участия в выборах. Голоса его сторонников теперь, вероятно, достанутся бывшему главе МИД АРЕ и генсеку ЛАГ Амру Мусе, который, по слухам, пользуется поддержкой военных.
Тем временем в Египте складывается парадоксальная ситуация. В ходе голосования 23–24 мая населению придется выбирать президента, полномочия которого пока не ясны. Действие прежней египетской Конституции было приостановлено год назад, а когда появится новая – не ясно.
Ее должен написать специальный орган – Конституционная ассамблея, состоящая наполовину из депутатов парламента, наполовину – из общественных деятелей. Однако предыдущий состав ассамблеи оказался чересчур исламистским, поскольку «Братья-мусульмане» вместе с салафитами получили подавляющее большинство в парламенте. Светские партии сочли, что исламисты напишут новую Конституцию под себя, и отказались участвовать в ее работе.
Конституционную ассамблею теперь придется формировать заново, а это еще один повод для конфликта между военными властями и исламистами, почувствовавшими, что их лишают плодов победы. Все это вкупе с разногласиями из-за отстранения кандидатов чревато как минимум уличными акциями, а в худшем случае – новым хаосом на Тахрире, который может стать ударом для ослабевшей страны.