Перспектива анархии в Ливии становится все реальнее. Новым властям пока не хватает сил и средств, чтобы поддерживать порядок и взять под контроль все отряды бывших революционеров. Накануне Себха – столица юга страны – стала ареной ожесточенных столкновений между двумя племенами. За три дня боев погибло, по разным данным, от 50 до 70 человек, десятки были ранены.
Перестрелки в Себхе начались в воскресенье со ссоры из-за автомобиля и охватили городские предместья. По другим данным, кровопролитие вспыхнуло после убийства члена одного из местных племен. Встревоженные власти пообещали направить в Себху до 3 тыс. военнослужащих, чтобы восстановить порядок в городе и его окрестностях. Они также намерены организовать переговоры и уладить конфликт.
Между тем это далеко не первый пример межплеменных столкновений в постреволюционной Ливии. В прошлом месяце десятки человек погибли в отдаленной провинции Аль-Куфра на юго-востоке страны. Конфликт, к счастью, удалось сравнительно быстро погасить благодаря вмешательству правительственных войск.
Впрочем, что говорить об отдаленных провинциях, если новые власти Ливии не могут даже полностью контролировать обстановку в столице. Одна из главных проблем – наводнившие Триполи боевики из Зинтана и Мисураты. Зинтанцы, например, захватили столичный аэропорт и отказываются возвращать его властям страны, пока им не будут гарантированы рабочие места и высокие посты в руководстве.
Те же зинтанцы ведут себя в Триполи как победители в оккупированной стране. В минувшие выходные боевики устроили стрельбу в фешенебельном отеле, после того как администрация попыталась выселить за многомесячную неуплату одного из их командиров. Затем они похитили менеджера гостиницы и не отпускали до тех пор, пока в конфликт не вмешались лично глава МВД и правительственные силы безопасности.
Слабость центральных властей вынуждает племена брать ситуацию в свои руки. Так, на минувшей неделе на востоке Ливии члены местного племени перекрыли один из основных переходов на границе с Египтом. Они объяснили свой поступок тем, что бывшие повстанцы взяли КПП под контроль и активно занимались контрабандой оружия и наркотиков.
Оружие действительно активно вывозится из Ливии. Оно идет в Египет, оседая на юге страны, либо попадает на Синайский полуостров, где его охотно покупают бедуины и террористы. Часть стволов и боеприпасов, расхищенных из арсеналов, идет и на Запад – в Тунис, власти которого спешно укрепляют границу.
Большую озабоченность вызывают набирающие силу в Ливии сепаратистские тенденции. Ранее в этом месяце ряд политиков, представляющих Киренаику – восток Ливии, выступили с идеей превращения страны в федерацию. Их партия «Конгресс народа Киренаики» высказалась за автономию.
Напомним, на востоке Ливии сосредоточено около 80% нефтяных запасов страны. Жители Киренаики считают, что при Каддафи их интересы ущемлялись. Теперь они требуют увеличить их долю в доходах от экспорта нефти и больше мест в новом парламенте, выборы в который запланированы на июнь.
Впрочем, из Ливии приходят не только тревожные вести. Определенный оптимизм вызывают сообщения о том, что нефтедобыча в стране достигла 1,45 млн. баррелей в день, а к концу текущего года ливийцы рассчитывают превысить предвоенные объемы добычи – около 1,6 млн. баррелей в день. Это означает, что у правительства появятся деньги на создание регулярной армии и полиции.