В столице Дании, председательствующей сейчас в ЕС, завтра соберется Экофин, как для удобства называют совместный Комитет министров экономики и финансов 27 стран сообщества. Ему предстоит обсудить в первую очередь проблему обеспечения достаточными средствами европейских фондов помощи странам-банкротам. Двухдневная встреча на всякий случай отнесена к разряду неформальных. Споров не миновать.
Общая финансовая, экономическая, да и политическая ситуация в ЕС и особенно в еврозоне остается напряженной. Конечно, Греции списана часть долгов, и по мостику очередного пакета помощи страна перебралась 20 марта через пропасть грозившего ей дефолта. Однако в Брюсселе с тревогой смотрят на апрельские выборы в Греции. Они могут резко усилить оппозицию программам максимального урезания всех расходов, навязанным грекам «тройкой» – ЕС, ЕЦБ и МВФ. Не гарантирована судьба фискального договора, по которому в Ирландии предстоит референдум, а французские социалисты в случае успеха на президентских выборах хотели бы изменить некоторые его предписания.
Появились предположения, что не избежать списания долгов и с Португалии. В стране рецессия. Тают ожидания, что уже в следующем году она вновь самостоятельно сможет кредитоваться на финансовом рынке. Проценты на португальские госзаймы стремительно растут, и даже на годовой кредит в 10 млн. Лиссабону накидывают 1,16 млн. евро.
Но самые большие опасения связывают в ЕС с Италией и Испанией. Сделанное, как сообщает РИА Новости, в Токио премьер-министром Марио Монти высказывание о том, что «кризис в еврозоне почти преодолен», не удивляет разве что только японцев. Другие его европейские коллеги едва ли разделяют такой оптимизм. Да и откуда ему взяться: если обратиться как раз к Италии и Испании, то их совокупные потребности финансирования только в 2012–2014 годах исчисляются, по данным аналитиков Citigroup, суммой, превышающей 1000 млрд. евро! Особенно растет стоимость рефинансирования для Мадрида, и, как пишет Financial Times Deutschland, не исключено, что ему придется обратиться за помощью к европартнерам.
Факторов неустойчивости и рисков более чем достаточно. Этим, собственно, и вызвана срочная постановка вопроса о финансовом обеспечении принятых антикризисных программ и пожарных мер на случай новых кризисных коллизий. Инструменты для этого вроде бы есть. Это Европейский финансово-стабилизационный фонд (ЕФСФ), который закончит свое существование в 2013 году, но пока действует и имеет в загашнике 250 млрд. евро. В свою очередь, созданный Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ) может выделять или гарантировать кредиты на 500 млрд. евро, но использовать на первых порах в текущем году только 200 млрд. Однако совокупный резерв обоих фондов выглядит недостаточным для гарантированной выручки тонущих в долгах партнеров, а также на случай новых банкротств.
В этой связи есть несколько вариантов. Один предполагал, что летом этого года ЕСМ с его 500 млрд. евро заменит ЕФСФ, возможности которого ограничены 440 млрд. евро. Второй вариант предполагает, что тогда деньги, зарезервированные ЕФСФ для Греции, Португалии и Ирландии, возьмут уже в ЕСМ. А это около 200 млрд. Но тогда от сложения обоих фондов не получилось бы желаемой высоты в 940 млрд. евро. Поэтому появился еще вариант, по которому миллиарды упомянутым странам не станут изымать у ЕСМ. Благодаря таким манипуляциям формально можно будет показать в качестве ударной антикризисной силы 940 млрд. А еще лучше, сообщают из Брюсселя, перевести их в доллары, и это будет уже около 1,2 млрд.
Проблема было надолго повисла в воздухе. Немцы категорически воспротивились любым комбинациям, ведущим к увеличению еврофондов и возможному в таком случае росту перед ними финансовых гарантий ФРГ. По имеющимся выкладкам, с нынешних 211 млрд. до 280 млрд. евро. А это чревато серьезным осложнением отношений кабинета Ангелы Меркель с оппозицией в Бундестаге.
Но канцлерин все-таки пришлось учесть настояния других европартнеров о расширении фондов. Довести их до 1 трлн. евро потребовала во вторник также Организация экономического сотрудничества и развития. В понедельник 26 марта Ангела Меркель внезапно заявила, что готова на временное расширение финансовых рамок ESM. Берлин не будет возражать против незачисления 200 млрд. из средств ЕФСФ на счет ESM, а согласен использовать их параллельно. В остальном ее позиция неизменна: объем ЕСМ не должен превышать установленного уровня в 500 млрд. евро.
Такую линию будет представлять в Копенгагене министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Фракции ХДС/ХСС в Бундестаге, как пишут немецкие СМИ, он пообещал, что партнерам по переговорам «выбьет из головы все другие претензии». Иными словами, Берлин готов к спорам в кругу Экофина, однако заранее предупреждает, что не приемлет иных решений, кроме своего временного. Насколько известно, канцлерин Ангела Меркель прочит Вольфганга Шойбле на смену уходящему летом в отставку главе еврогруппы Жану-Клоду Юнкеру. Так что Германия продолжает настойчиво укреплять свои влияние и позиции в ЕС.