Состоявшиеся в воскресенье выборы в Ландтаг Саара вывели на главные позиции в этой небольшой федеральной земле христианских и социал-демократов. А сенсацией голосования стал прорыв Партии пиратов (ПП) в еще один региональный парламент.
Взгляды «пиратской» группировки на политическом поле Германии еще не выкристаллизовались в четкую программу. Но ее оппозиция любой цензуре в Интернете, видеослежке в общественных местах и т.д. зримо набирает популярность. Причем особенно среди молодого электората. Осенью прошлого года «пираты» впервые преодолели пятипроцентный барьер и вошли в состав Палаты депутатов Берлина. А теперь, получив в Сааре 7,4% голосов, создадут фракцию и в его парламенте.
Как пишет Spiegel, это имеет сигнальное значение. После Саара усиливается ветер в пиратские паруса в Шлезвиг-Гольштейне и Северном Рейне-Вестфалии. Там в мае тоже выборы в ландтаги, и опросы общественного мнения тоже предрекают успех ПП. «Пираты» привлекают своей новизной и обещаниями абсолютной транспарентности на фоне старых этаблированных партий, немало политиков которых замешаны в скандалах и использовании положения в личных интересах. На удивление, за ПП проголосовали до 20% той части электората, которая обычно не участвовала в выборах. Соответственно итог в Сааре помогает утверждению всего «пиратского движения» в партийно-политическом спектре страны в качестве нового элемента. Не исключено, что с ним как с конкурентом придется считаться и на выборах 2013 года в Бундестаг.
В остальном итоги земельных выборов, в том числе даже в маленьком Сааре с его 800 тыс. избирателей, всегда любопытны проекцией на федеральный уровень. Иными словами, на состояние и прогнозы политической погоды в Берлине.
Тут все не так просто. Председатель ХДС бундесканцлерин Ангела Меркель, несомненно, довольна, что гонку выиграла саарская организация партии. Она собрала 35,2% против 30,6% у социал-демократических конкурентов. Таким образом, премьер-министр прежнего земельного кабинета христианская демократка Аннегрет Крамп-Карренбауэр получает возможность сколотить новую местную коалицию.
С другой стороны, либералы потерпели в Сааре очередное сокрушительное фиаско. Они вылетели из Ландтага, и это никак не может быть плюсом для федерального правительства, в котором они участвуют. Кроме того, выборы были досрочными, к ним привел развал коалиции ХДС, либералов и зеленых, которую опробовали в Сааре на будущее в качестве возможного запасного варианта и в федеральных рамках.
В целом сложившееся соотношение сил в Сааре таково, что там едва ли возможно обеспечить коалиционное большинство кроме как на базе местной «большой коалиции» ХДС и СДПГ. Планка Левой партии с популярным Оскаром Лафонтеном снизилась до 16%. Либералов в Ландтаге больше нет. А зеленых чудом спасли 185 голосов, позволивших еле-еле превысить пятипроцентный барьер и сохранить за ними хотя бы два парламентских кресла, в то время как у пиратов четыре депутата.
Если в Саарбрюкене, как ожидается, скомпонуют «черно-красный» кабинет ХДС-СДПГ, то вслед за Берлином, Мекленбургом-Передней Померанией, Саксонией-Анхальт и Тюрингией это будет уже пятая такая «большая коалиция» на земельном уровне. Вместе с тем тенденции к ее реинкарнации и на федеральной сцене просвечивают также в картине регулярных еженедельных опросов.
Согласно их данным, предпочтения всего немецкого электората на воскресенье 25 марта выглядят так: будь выборы в Бундестаг сейчас, 35% поддержали бы ХДС/ХСС. Очень вероятно, что их либеральный партнер с 4% простился бы с Бундестагом, но, даже сохранившись в нем, не будет уже иметь такую фракцию, которая позволит продолжить черно-желтую коалицию. Социал-демократы могут рассчитывать на 28% голосов, а зеленые на 15%. В сумме этого не хватит для большинства. Разве что с 7% левых, с которыми СДПГ, однако, не хочет иметь дела. Или с «пиратами», которым опросы прочат аналогичный процент, но возможности политсотрудничества с ПП пока terra incognita.
При таком раскладе вполне может повториться ситуация 2005 года, породившая эксперимент «большой коалиции». Но кто ее в таком случае возглавит? Теоретически шансы есть и у социал-демократического соперника канцлерин, если его партия сумеет занять с партнерами большинство мест в Бундестаге. Пока, однако, ясно лишь то, что схватка за первенство на выборах 2013 года предстоит жаркая.