Немецкая власть никак не решается разобраться с Национал-демократической партией (НДП), которая является базовой платформой неонацистских сил. На днях в Берлине этому вопросу было посвящено специальное совещание глав федерального и земельных ведомств внутренних дел. Однако, к разочарованию демократической общественности, ожидавшаяся рекомендация об обращении в Конституционный суд насчет запрета НДП опять не принята.
Как ни странно, тем самым дезавуировано единогласное решение 16 глав правительств федеральных земель о быстрой процедуре запрещения упомянутой партии. Оно было одобрено на их встрече в Берлине еще в середине прошлого декабря. Тогда же министры внутренних дел получили указание собрать с этой целью до конца марта необходимые факты и доказательства. Но март на исходе, а поручения не выполнены.
Вместо этого координационный правоохранительный орган, собравшийся под руководством министра внутренних дел ФРГ Ханса-Петера Фридриха, согласился пока лишь «выключить» внедренную в НДП агентуру Ведомства по охране Конституции (ВПОК). Напомним, что их массовое наличие в руководящих структурах неонацистской партии, сопровождаемое неизбежным деятельным участием в пропаганде и акциях, не позволило в 2003 году Конституционному суду удовлетворить требование правительства и Бундестага о ее запрещении.
Объявив о такой жертве, совещание вернулось к декабрьскому поручению, договорившись наконец начать сбор «систематических доказательств» против неонацистской партии. На это исследование, за точку отсчета которого взят 2008 год, отводится шесть месяцев. И только затем, самое раннее к концу года, министры вернутся к вопросу о том, обращаться в конституционный орган по поводу НДП или нет. Неопределенность сохраняется.
Бурление вокруг запрета НДП происходит в ФРГ уже несколько десятилетий. На западногерманской политической сцене она вынырнула в 1964 году. А после воссоединения получила подпитку и на востоке Германии, имея там сейчас фракции в двух ландтагах. Давно доказано, что ее идеология носит нацистский характер. Ее фюреры не признают гитлеровские военные преступления, Холокост, проповедуют расизм и ксенофобию. ВПОК официально считает НДП правоэкстремистской. Регистрируется рост актов насилия со стороны ее членов, а также сотен родственных по духу и устремлениям организаций и групп. Провокационные марши неонацистов будоражат города.
Все это стало еще более нетерпимым после случайного раскрытия в ноябре 2011 года террористической ячейки «Национал-социалистское подполье» (НСП). Троица активных боевиков (двое из которых то ли были убиты, то ли покончили с собой при задержании, а третья, Беате Цшаппе, арестована) безнаказанно орудовала 10 лет. Скандальности этой истории прибавляет тот факт, что в окружении НСП были платные осведомители ВПОК и полицейских служб. Но они были либо слепы, либо покрывали банду, либо в соответствующих инстанциях «сигналам» не придавалось значения.
Тем временем нацистские террористы совершили как минимум 10 ксенофобских убийств. Банда устраивала взрывы, ограбления банков. По мере расследования преступлений выявлены ее тайные пособники, поставлявшие оружие и взрывчатку, помогавшие скрываться. Но главное, стала очевидной не только прямая идеологическая взаимосвязь «Национал-социалистского подполья» и НДП, но и доказаны знакомства террористов с ее видными функционерами.
Однако реальных сдвигов в вопросе о ликвидации базовой неонацистской структуры пока не наблюдается. Агентуру ВПОК в ней, а это, по некоторым данным, до 100 тайных осведомителей, должны «выключить» со 2 апреля. Но как проверить, что это действительно так, что донесения от них больше не поступают, деньги им не платят? А без такой полной ясности и новый сбор доказательств антиконституционности НДП может оказаться бесполезным.
Кроме того, развернулся юридический спор, насколько Основной закон ФРГ вообще допускает запрещение политических партий. Ряд политиков и министров опасаются, что и новое обращение в Конституционный суд может потерпеть фиаско.
Положения Конституции ФРГ по поводу запрещения партий отчасти действительно противоречивы. Однако председатель бундестаговского подкомитета расследования преступной ячейки НСП Себастьян Эдати считает, что дело в подходах: «Ищут ли основания для отказа от обращения насчет запрета или, наоборот, возможности его обоснования». Примечательна и точка зрения бывшего члена Конституционного суда Винфреда Хассемера. Он говорит: «В Европе знают, что к запрету правоэкстремистской партии в Германии необходимо и подходить иначе, чем, скажем, в Бельгии».
Действительно в этом суть. При всей прочности демократии новой Германии, ее прошлое предупреждает. Для нее как минимум неприлично, что неонацистская партия не только существует, но и в значительной мере финансируется за счет налогов. Конечно, она не представляет в ФРГ угрозы в смысле захвата власти. Но при 6 тыс. членов ее все-таки поддержали на последних бундестаговских выборах 2009 года более 635 тыс. избирателей, а это не «осколок», не представляющий потенциальной опасности.
Подавляющее большинство немцев знают уроки истории и послевоенную заповедь, требующие недопущения даже зачатков идеологии Третьего рейха. Вылазки неонацистов повсюду, как это было только что в субботу во Франкфурте-на-Одере, наталкиваются на антифашистские демонстрации. Многие партии и организации требуют довести до конца запрет НДП. Так что эта глава не закрыта.