Вчера министр иностранных дел Сергей Лавров подтвердил, что Россия примет адекватные меры в случае, если США и НАТО будут игнорировать ее интересы в сфере противоракетной обороны (ПРО). На этом фоне Вашингтон надеется развеять опасения Москвы, предлагая раскрыть ей ряд ключевых параметров развертываемой в Европе системы. Однако ни одна из сторон пока что не рассчитывает на скорый прогресс переговоров.
«Мы не отказываемся от диалога, но если наши партнеры будут и дальше игнорировать наши законные интересы, то России придется принять меры», – заявил Лавров во время правительственного часа в Госдуме РФ. По его словам, речь идет о мерах, которые упомянул президент России Дмитрий Медведев в своем заявлении от 23 ноября прошлого года.
Напомним, тогда российский лидер сказал, что Россия выйдет из Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) и не будет участвовать в процессе разоружения, если США и союзники не захотят считаться с ней. Другой широко обсуждаемый шаг – размещение на западе РФ ракетных комплексов «Искандер», нацеленных на базы ПРО в Польше и Румынии.
Глава МИДа подчеркнул, что США должны предоставить твердые гарантии ненаправленности ЕвроПРО против российских стратегических ядерных сил (СЯС). «Наше принципиальное условие просто: раз США не хотят ничего менять в своих планах, то пусть предоставят надежные гарантии ненаправленности размещаемых в Европе средств противоракетной обороны против наших стратегических ядерных сил», – сказал Лавров.
Белый дом, впрочем, настаивает, что главная задача ЕвроПРО – защита европейских союзников по НАТО от возможной ракетной атаки со стороны Ирана. Однако в Москве отмечают, что Тегеран пока не располагает соответствующим ракетным потенциалом, зато в зоне действия ЕвроПРО окажется разгонный участок российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования, составляющих основу отечественных СЯС. При этом США решительно отказываются от плана создания совместной системы ПРО, за которую ратует Москва.
Между тем, по данным Reuters, американская администрация изучает возможность передачи России некоторых секретных технических данных о перехватчиках SM-3, которые составят основу ЕвроПРО.
России могут быть переданы данные о скорости, которой достигают ракеты-перехватчики к моменту прекращения работы ракетных двигателей. Именно этот параметр больше всего волнует отечественных военных, озабоченных тем, что перехватчики могут представлять угрозу для российских МБР на начальном этапе полета. Впрочем, на большее Вашингтон пойти не готов. Там исключают передачу данных телеметрии или детальной информации о боеголовках SM-3.
В Пентагоне полагают, что передача Москве части данных о системе может убедить ее снять возражения против ЕвроПРО. США надеются, что в ответ Россия не только снимет свои возражения, но и согласится делиться с НАТО данными, получаемыми при помощи ее радаров.
Тем не менее планы администрации вызвали недовольство в Конгрессе. В частности, член Палаты представителей республиканец Майкл Тернер, возглавляющий подкомитет по стратегическим силам, заявил, что Конгресс должен защитить секретную информацию от разглашения и право США размещать элементы ПРО без согласия России.
Как подчеркнула официальный представитель Пентагона Эйприл Каннингем, решение о передаче России данных о системе ПРО еще не принято. На прошлой неделе чиновники американского ведомства заявили на слушаниях в Конгрессе, что эта инициатива пока не способствовала прогрессу на переговорах с РФ.
Этот скептицизм разделяют и в Москве. Заместитель министра обороны Анатолий Антонов дал понять накануне, что стороны вряд ли достигнут компромисса до саммита НАТО в Чикаго. По его словам, политика свершившихся фактов, которую проводят США в вопросах ПРО, свидетельствует об их неуважении к партнерам по переговорам.
Впрочем, диалог продолжается. Ранее на этой неделе в Москве под председательством замминистра иностранных дел России Сергея Рябкова и спецпредставителя США по вопросам стратегической стабильности и противоракетной обороны Элен Таушер состоялось очередное заседание рабочей группы по контролю над вооружениями и международной безопасности российско-американской президентской комиссии. Главной темой встречи была именно ПРО.