фото Reuters
Администрация президента Барака Обамы задумалась о новом крупном сокращении стратегических вооружений США и России. По утверждению американских СМИ, речь идет о радикальном урезании числа ядерных боеголовок, вплоть до 300–400 с каждой стороны. Однако переговоры на эту тему реально можно будет начать лишь после президентских выборов в обеих странах.
Агентство АР и газета Washington Post сообщили вчера, что Белый дом дал указание военным экспертам разработать варианты достижения договоренности о сокращении стратегических вооружений США и России. По утверждению AP, Белый дом «взвешивает варианты потенциально глубоких сокращений развернутых ядерных вооружений дальнего радиуса действия, включая возможность доведения числа боеголовок до 300–400».
«Это было бы самым низким уровнем со времени начальных лет холодной войны», – отмечает агентство.
По оценке Washington Post, подобный подход соответствует высказываниям Обамы о необходимости достижения безъядерного мира, содержавшимся в его известной Пражской речи 2009 года.
Представитель Пентагона Джордж Литтл подтвердил, что Обама действительно поручил министерству «разработать несколько возможных подходов к обеспечению сдерживания и стабильности».
В ответ на просьбу «НГ» прокомментировать эти сообщения американских СМИ директор Института США и Канады РАН академик Сергей Рогов заявил на пресс-конференции, устроенной РИА Новости, что в последнее время в Вашингтоне можно было услышать призывы к продолжению сокращения стратегических вооружений. Он сам недавно участвовал в научной конференции в Брукингском институте, на которой в пользу новых сокращений высказалась новый заместитель госсекретаря по вопросам разоружения Роуз Гетемюллер.
Как отметил Рогов, являющийся видным специалистом по военно-политическим вопросам, в настоящее время Россия и США заняты приведением своих ядерных арсеналов в соответствие с Договором СНВ, вступившим в силу в прошлом году. Этот процесс рассчитан на семилетний срок. В то же время в принципе некоторые сравнительно небольшие новые сокращения, считает он, сторонам было бы нетрудно совершить.
Но достичь более основательных договоренностей можно лишь на пути решения целого ряда сопутствующих проблем. Это потребует времени и значительных усилий. В то же время сенсационно низкие уровни, названные в Вашингтоне, Рогов считает нереалистичными. «Это никак не возможно», – заявил он.
В число проблем, которые при этом требуют решения, входят вопросы ядерных вооружений других стран, тактического ядерного оружия России и США, ненаправленности американской ПРО против России, американских точных неядерных стратегических вооружениях, в том числе баллистических ракетах с неядерными боезарядами.
По мнению эксперта, переговоры на тему сокращения ядерных вооружений вряд ли могут начаться до того, как в обеих странах пройдет сезон выборов, который отмечен риторикой с обеих сторон. Вместе с тем и этот период важен. В частности, как считает Рогов, пока не закрыты полностью возможности для достижения компромисса по проблеме ненаправленности ПРО против России. По крайней мере на эту тему на предстоящих в мае с.г. встречах в Чикаго можно было бы подписать промежуточный документ с целью дальнего сближения. В любом случае конец мая, когда состоятся саммиты «большой восьмерки» и НАТО, и, возможно, проведение саммита Россия–НАТО, будет очень значимым для определения дальнейших перспектив отношений между Россией и США.