Ангела Меркель и Николя Саркози – архитекторы финансовой политики Евросоюза.
Фото Reuters
Европа обсуждает итоги встречи президента Франции Николя Саркози и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель. Она состоялась во вторник в Париже. Диалог в Елисейском дворце был посвящен проблемам долгового кризиса в еврозоне.
Переговоры, занявшие полтора часа, завершились встречей с прессой, на которой были обнародованы совместные предложения. В программе три главных пункта. Предлагается учредить своего рода экономическое правительство еврозоны; закрепить в конституциях всех ее стран потолок долговых заимствований и ввести налог на финансовые операции по покупке или продаже акций, валюты, ценных бумаг и т.д.
Новым словом это назвать трудно. Генеральным антикризисным рецептом – тоже. Нечто подобное уже мелькало в еэсовских дискуссиях. Канцлерин лоббировала в ЕС идею экономического правительства в феврале этого года, а теперь она подает ее в свежей упаковке франко-германской инициативы.
Это главный хит парижской встречи. Экономическим правительством должны служить отдельные саммиты глав государств и правительств стран еврозоны. Громкий бренд, очевидно, призван поднять нынешний неформальный статус 17 государств группы. Имеется в виду проводить по аналогии с саммитами ЕС дважды в год совещания еврозоны на высшем уровне и принимать на них самостоятельные решения.
Думается, что такой план не вызовет всеобщего энтузиазма в Евросоюзе. Франко-германский проект попахивает обособлением 17 из 27 стран сообщества. Просчитаны ли последствия этого для общей ситуации и атмосферы в ЕС – неизвестно. Но проблема взаимоотношений экономического правительства еврозоны и правительства Евросоюза, коим является брюссельская Комиссия ЕС, разумеется, встанет.
Насколько известно, под брендом экономического правительства хотят согласовывать экономическую и социальную политику еврозоны, держать ее полубанкротов, так сказать, в ежовых рукавицах жестких обязательств экономии бюджетных и социальных расходов. В таком случае 10 стран ЕС, сохраняющих национальную валюту, могут значительно утратить влияние в вопросах евро, хотя они и для них имеют жизненно важное значение. За бортом может оказаться Великобритания с ее нередко особой позицией по финансам. А также Польша, всегда озабоченная сохранением своего я, и остальные партнеры сообщества, не привилегированные участием в единой валюте.
Число ежегодных плановых встреч на высшем уровне увеличится вдвое, и, с учетом чрезвычайных мероприятий, метаться по заседаниям лидерам будет непросто. Хотя можно найти решение в форме проведения саммитов еврозоны и ЕС в сцепке по времени и месту – один сразу за другим. И оба, как намечено, будут проходить под председательством президента ЕС.
Эта инициатива мотивируется стремлением Парижа и Берлина проложить путь к ликвидации долгового кризиса и обеспечить надежное будущее евро. Роль обеих стран в решении этих проблем очевидна. Растущая доминанта тандема в политике ЕС – тоже. Однако в последнее время Франции грозят серьезные финансовые риски, дополняемые внутриполитическими трудностями. Относительно уменьшается ее вес во франко-германском политико-экономическом уравнении. Германия, наоборот, укрепляет позиции и авторитет благодаря удачному выходу из экономического кризиса, снижению безработицы и росту экспорта. Хорошо бы маяком для еврозоны, а то и всего ЕС, стала немецкая линия в этих вопросах.
Стороны предложили путь к самоограничению стран еврозоны в вопросе госзаимствований. Известно, что допустимый потолок в получении кредитов для покрытия бюджетного дефицита определен как конституционная норма в Германии. Теперь парижское предложение предусматривает внесение требуемых поправок в конституции остальных стран до середины 2012 года.
На совместной пресс-конференции Саркози и Меркель подчеркнуто декларировали свою решимость сделать все необходимое для преодоления долгового кризиса и обеспечения стабильности европейской валюты. Однако как спасать Италию, Испанию? Не ведет ли установка на всемерную экономию в тупик рецессии и социальных волнений? На самые неотложные вопросы сегодняшнего дня парижская встреча ответа не дала. Решений, которые переломили бы беспросветную ситуацию, франко-германский тандем не представил.
Европейские отклики на встречу полны разочарования. Парижский торговец ценными бумагами Ив Марше назвал франко-германские рецепты расплывчатыми, а представитель французских социалистов Бенуа Эмптон – пустым делом. Председатель фракции СДПГ в Бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер считает предложения двух лидеров недостаточными. Резко критикуют их зеленые: по мнению интернет-издания журнала Spiegel, Меркель и Саркози ограничились рекомендациями: «Kанцлерин и президент представили план, который с риторическим пылом предлагает давно известные требования и предложения».
Отклик из Японии: «Немецко-французская встреча дала одну четкую рекомендацию: продавать евро на рынках». Так считает Нобуёси Куроива, эксперт токийского банка Hachijuni.