В Берлине ищут «крота». На сей раз в святая святых - Федеральном совете безопасности (ФСБ). Несмотря на строжайшую секретность его заседаний и решений, в печать каким–то образом проникли сведения о готовящейся поставке Саудовской Аравии более 200 таков «Леопард». Канцлерин Ангела Меркель выразила на заседании кабинета недоумение по поводу такой утечки. Оппозиция же подняла возмущенный скандал, поскольку речь идет о вооружении режима, известного попранием прав человека.
Германия прокладывает дорогу в Аравийскую пустыню своим тяжелым вооружениям вслед за США, которые в конце прошлого года договорились с саудовцами об обновлении их ВВС боевыми самолетами и вертолетами на 60 млрд. долларов. Танковому концерну Krauss-Maffei тоже светит миллиардный гешефт. Речь идет о новейшей модификации «Леопард 2 A7+». Немецкие специалисты называют их «самыми надежными и лучшими в мире», экспортным шлягером германского ВПК. В 2009 году 147 танков ушли в Чили, Финляндию, Грецию, Сингапур, Турцию и Бразилию.
Однако в отношении Саудовской Аравии есть загвоздка. Принятый в 2000 году документ «Политические принципы федерального правительства в отношении экспорта вооружений» не разрешает его при наличии «достаточного подозрения» насчет возможного злоупотребления военными поставками для внутренних репрессий или другого попрания прав человека. Хорошо известно, что в отношении Саудовской Аравии такие подозрения уместны.
. Оппозиция потребовала выяснения обстоятельств в Бундестаге. Но все резолюции социал-демократов, зеленых и левых, настаивавшие на категорическом запрете экспорта «Леопардов» в Саудовскую Аравию, были отвергнуты коалиционным большинством. И не без ехидства: представитель либералов зачитал на заседании список оружия немецкого производства, которое поставлялось предыдущими правительствами красно-зеленой и черно-красной коалиций.
И все-таки в истории с танками для саудовцев слишком явно просвечивает двойной стандарт политики Берлина в вопросе демократических ценностей и прав человека. Председатель СДПГ Зигмар Габриэль заявил в Бундестаге, что при поставке танков Эр-Рияду правящая коалиция «перейдет Рубикон внешней политики, ориентированной на ценности». В ответ члены правительства согласованно упирают на интересы безопасности.
.Министр иностранных дел Гидо Вестервелле подтверждает, что ценности торгу не подлежат. Однако « думая о регионе, мы должны постоянно учитывать наши и наших союзников интересы стратегии и безопасности». Его коллега Томас де Мезьер, возглавляющий оборонное ведомство, назвал Саудовскую Аравию союзником Запада и «одним из важнейших якорей стабильности в регионе». Решения о поставках вооружений прежде всего относятся к сфере политики безопасности, подчеркивает он. «Соображения о правах человека должны играть роль, но перевешивают интересы международной безопасности», -считает шеф бундесвера. Кроме того поставки вооружений служат «стабилизации политических партнеров». В том же духе министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих отмечает, что Саудовская Аравия «много делает против насилия и террора, а это выгодно и нам».
Что касается сути дела, то министры блюдут секретность. Канцлерин, возглавляющая по должности ФСБ, тоже стойко отмолчалась в Бундестаге, оставив в неведении и парламент, и общественность. Лишь в телепрограмме Sat.1 потом она тоже сказала, что, несмотря на «существенный дефицит в области прав человека», Саудовская Аравия это страна, «имеющая большое стратегическое значение».
Немецкие СМИ делают из всего вывод, что практически вопрос о поставках «Леопардов» правительством решен. Продолжаются лишь поиски прикрытия деликатных сторон предполагаемой сделки.