Скоро торговые залы бирж могут опустеть. На смену им приходят электронные площадки.
Фото Reuters
В США и ФРГ объявлено о планах слияния Нью-Йоркской фондовой биржи с немецкой компанией Deutsche Вoеrse, владеющей Франкфуртской биржей. В новой компании, которая станет крупнейшей биржей в мире, больше половины капитала будет принадлежать немецкому партнеру.
«Цитадель американского капитализма» – так называет газета Wall Street Journal Нью-Йоркскую фондовую биржу (НФБ), которая начала деятельность 219 лет назад с торговли всего несколькими видами ценных бумаг. Сейчас на бирже котируются акции тысяч крупнейших компаний мира. Тем не менее лучшие дни НФБ позади. В последние годы ее серьезно потеснили фирмы, занимающееся электронной торговлей акциями. Да и сама она в значительной степени перешла на новые виды операций. В результате ее торговый зал не выглядит столь оживленным, как раньше, а трейдеры нередко проводят время в комнате отдыха. Их число за поcледнее десятилетие снизилось с 3 тыс. до 1300 человек.
Как отмечают специалисты финансового рынка, слияния бирж – не только ответ на появление электронной торговли ценными бумагами, но и отражение глобализации бизнеса. Объединенные фирмы получают возможность действовать сразу с нескольких площадок и использовать более широкую гамму ценных бумаг. При этом они сокращают персонал и снижают издержки.
Намеченное слияние – не первая попытка покупки Нью-Йоркской биржи. Нынешняя сделка готовилась в обстановке секретности, и лишь утечка сведений о ней в европейскую печать заставила стороны приоткрыть завесу тайны. По их утверждению, переговоры находятся в продвинутой стадии и официальное объявление об их результатах может быть сделано уже на следующей неделе.
Пока лишь известны некоторые детали договоренностей. В частности, что 60% создаваемой объединенной фирмы будет принадлежать Deutsche Boеrse, ее правление возглавит также немецкий представитель Рето Фиринсионе, а сама она будет зарегистрирована в Нидерландах и иметь штаб-квартиры в Нью-Йорке и Франкфурте. Предполагается, что рыночная капитализация новой биржевой фирмы достигнет 25 млрд. долл.
По сообщениям СМИ, участники слияния пока не придумали название новой фирмы. Это в значительной степени связано с «национальной проблемой». Дело в том, что многие в США крайне болезненно относятся к самому факту приобретения иностранной компанией «символа» или «цитадели» американского капитализма, как называют НФБ. Скорее всего в вывеске новой компании не будет названий фирм, ее составивших.
Этот же «национальный вопрос» и антимонопольные правила могут оказаться серьезным препятствием для утверждения сделки властями США и органами ЕС. Как предсказывают американские СМИ, на ее прохождение через все инстанции уйдет немало времени.
В беседе с «НГ» Тимо Кляйн, старший экономист IHS Global Insight (Франкфурт-на-Майне), заявил: «Возможное слияние Нью-Йоркской фондовой биржи и Deutsche Boerse Group – это на сегодня самый яркий пример продолжающейся тенденции к консолидации бирж. Этот тренд поддерживается движением от торговых платформ, где необходимо физическое присутствие, к чисто электронным торгам. Чем менее важным становится присутствие человека на какой-либо конкретной площадке, тем более привлекательными будут электронные платформы, работающие на разных континентах».
Эксперт также указал на тренд расширения доли рынка по торговле деривативами. В этой области Deutsche Boerse Group очень сильна. Именно здесь в будущем можно будет получить большинство прибылей.
Ожидаемое слияние НФБ и немецкой площадки показывает также, что глобализация набирает темпы и она еще далеко не закончена. «Глобализация порождает новые проблемы регулирования. Ведь власти, действующие в чисто национальных рамках, никогда не смогут быть в состоянии контролировать деятельность таких бирж, которые совершают бизнес-операции на разных континентах в доли секунд», – резюмировал Тимо Кляйн.