В Джубе в понедельник устроили гулянья.
Фото Reuters
Президент Судана Омар аль-Башир заявил, что признает результаты референдума, в ходе которого почти 99% избирателей Юга страны проголосовали за отделение и создание собственного государства. Конструктивная позиция Хартума несколько ослабила напряженность, царившую последние месяцы в Судане. Однако теперь Северу и Югу предстоит сложный процесс разделения, в ходе которого их ожидает немало подводных камней, в том числе раздел нефтяной отрасли страны.
«Сегодня мы получили эти результаты, и мы их принимаем и приветствуем, потому что они отражают волю жителей Юга», – сказал аль-Башир в телеобращении к нации. В ответ президент Южного Судана Салва Киир пообещал помочь Хартуму добиться списания внешних долгов и смягчения международных санкций.
Официальные результаты январского референдума по вопросу об отделении Южного Судана были объявлены в понедельник. Как объявила Комиссия по референдуму в Южном Судане, за независимость высказались 98,83% жителей Юга. Итоги референдума приветствовали генсек ООН Пан Ги Мун и представители Евросоюза.
Жители Джубы, столицы Южного Судана, встретили официальные итоги референдума ликованием. Теперь все с нетерпением ждут 9 июля, когда по плану должна быть провозглашена независимость. Уже объявлено, что у Южного Судана, который так и будет называться, появится собственная столица, созданная, по словам местных властей, не колонизаторами, а самим народом.
Референдум проводился в рамках соглашения 2005 года, положившего конец гражданской войне между Севером и Югом Судана, которая продолжалась больше 20 лет. Голосование проходило в основном мирно, но обстановка в приграничных районах остается напряженной. В минувшие выходные в штате Верхний Нил случились бунты в смешанных частях, где служат военные из обеих частей страны. В перестрелках погибли по меньшей мере 50 человек.
Эта карта Судана устареет уже в июле. |
Да и сам процесс отделения вряд ли будет простым. Надо, в частности, решить вопросы гражданства, прав на доходы от экспорта нефти, а также судьбу богатого нефтью пограничного района Абей. Последний вполне может стать яблоком раздора. Ведь Север Судана сейчас переживает экономический кризис, сопровождающийся галопирующей инфляцией, сейчас, как никогда, нуждается в нефтедолларах.
Есть и другой аспект. Юг тоже зависит от экспорта нефти, доходы от которого идут на содержание армии и госаппарата. Пикантность ситуации в том, что единственный нефтепровод, через который южносуданская нефть попадает на мировой рынок, проходит по территории Севера. В итоге две страны оказываются связаны как сиамские близнецы.
Как передает ВВС, президент США Барак Обама призвал стороны обеспечить плавный процесс отделения Южного Судана. Он пообещал, что в июле Вашингтон признает новое независимое государство, и объявил, что начинает процесс исключения Судана из списка государств, поддерживающих терроризм.
Госсекретарь Хиллари Клинтон дала понять, что эта процедура вряд ли будет быстрой. «Снятие статуса государства – спонсора терроризма произойдет, если и когда Судан выполнит все критерии, обозначенные в законах США. В том числе не будет поддерживать международный терроризм в течение шести месяцев и даст гарантии, что не будет поддерживать подобные акты в будущем», – подчеркнула глава американского внешнеполитического ведомства.
Пока же однозначно можно утверждать лишь, что Судан скоро перестанет быть самой большой страной Африки и уступит пальму первенства Алжиру.