Армия применила танки, чтобы не допустить нового кровопролития.
Фото Reuters
Вчера в Каире продолжалось противостояние сторонников и противников президента Хосни Мубарака. Чтобы не допустить новых кровавых столкновений, египетские военные оцепили подступы к центральной площади Тахрир, где забаррикадировались оппозиционеры, и создали буферную зону между противоборствующими сторонами. Однако, по другим данным, стычки происходили на прилегающих к Тахриру улицах.
После того как в ожесточенных схватках в среду и в ночь на четверг погибли по меньшей мере пять и пострадали свыше 800 человек, армия создала с помощью бронетехники кордон, который разделил противоборствующие стороны. В результате противники президента оказались блокированы на Тахрире, поскольку за пределами оцепления их поджидают сторонники Мубарака с ножами и обрезками арматуры, которые зорко следят за тем, чтобы никто не проносил на площадь пищу и воду.
Вице-президент Омар Сулейман заявил вчера в эфире государственного телевидения Египта , что ни Мубарак, ни его сын Гамаль не будут участвовать в следующих выборах. Кроме того будут внесены необходимые поправки в Конституцию.
В свою очередь, премьер-министр Ахмед Шафик пообещал провести расследование по факту столкновений. Он также предложил оппозиционным партиям вступить в диалог, и сообщения о таких переговорах вчера действительно появились, однако ведущие антиправительственные силы отказываются вести переговоры, пока Мубарак не уйдет.
Впрочем, египетский лидер, похоже, чувствует себя достаточно уверенно. Он находится в своей резиденции в Шарм-аш-Шейхе под охраной армии и летает в столицу только при острой необходимости. Тем временем, по некоторым сведениям, на помощь сторонникам режима в Каир в организованном порядке устремились сотни людей из других городов. Десятки направляются в центр города пешком, а некоторые – на лошадях и верблюдах. Впрочем, некоторые «сторонники президента», схваченные антиправительственными демонстрантами, признались, что им заплатили за участие в выступлениях. У других обнаружились полицейские удостоверения или документы членов президентской партии.
Пропрезидентские выступления сопровождались нападениями на представителей иностранных СМИ, в том числе российских. Пострадали члены съемочных групп ВГТРК и российского информационного телеканала RT. Проблемы возникли также у журналистов канала Al-Arabiya, агентства AP, репортеров из Бельгии и Финляндии. Нападению подверглись съемочные группы американских телекомпаний CNN и ABC. Последним пришлось спасаться бегством от разъяренной толпы.
Комментируя «НГ» события в Египте, профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Елена Мелкумян предположила, что рано или поздно оппозиция все же добьется ухода Мубарака, несмотря на то, что на его стороне по-прежнему стоят спецслужбы и члены его партии. «Оппозиционные силы мощнее, и они добьются своего. После этого будет сформировано коалиционное правительство», – сказала собеседница «НГ».
Говоря о причинах волнений, она пояснила, что стабильность режима Мубарака была лишь внешней. «Он действительно испытывал большие экономические и социальные проблемы. Режим авторитарный. Свою роль сыграли и последние выборы, когда Мубарак не обеспечил оппозиции даже формального представительства в парламенте», – считает Елена Мелкумян.
Профессор-востоковед Григорий Косач отметил в интервью «НГ», что следует ожидать компромисса между оппозицией и военными: «Разумеется, Мубарак уйдет, но проблема не в нем. Есть целое поколение, связанное с июльской революцией. Эти люди, близкие к армии, останутся у власти. Другой вопрос, что представители оппозиции должны быть включены в будущее правительство».
Эксперт полагает, что место Мубарака скорее всего займет Омар Сулейман, а не Мохаммед Эль-Барадеи или Амр Муса: «Эль-Барадеи с его мировой известностью не так значим в Египте, как Сулейман – представитель военного сословия. Бывшему главе МАГАТЭ еще мешает тесная связь иностранными посольствами и с американцами, которых ненавидит египетская улица».
«Армия ни во что не вмешивается. У нее есть свой кандидат. И военные просто наблюдают за схватками оппозиции и сторонников президента. Это опасная ситуация. Время уходит. Чем дольше армия не принимает решения, чем дольше остается Мубарак, тем выше вероятность гражданской войны», – сказал профессор. По его словам, численность личного состава египетской госбезопасности 850 тыс. человек, и, если они вступят в противостояние с оппозицией, это будет катастрофа для Египта.