Запуск противоракеты SM-3 с корабля системы Aegis.
Фото Reuters
«НГ» выяснила, что альянс готов предложить РФ в обмен на ее подключение к ПРО НАТО. Как ожидается, лидеры стран – членов союза решат в Лиссабоне, что альянсу нужна система, защищающая его территорию от угроз баллистических ракет большой дальности. После этого они сделают предложение о сотрудничестве России.
НАТО планирует создавать свою противоракетную оборону не с нуля, а опираясь на уже действующую программу – «Активную эшелонированную систему ПРО ТВД» (ALTBMD). Она осуществляется с 2005 года и предполагает сопряжение радаров и перехватчиков стран – членов блока в одну систему. С помощью ALTBMD предупреждение о ракетном пуске, полученное в одной стране, может передаваться другому союзнику для задействования противоракеты этого союзника и ликвидации угрозы.
ALTBMD первоначально предназначалась для прикрытия развернутых сил на театре военных действий (ТВД) от ракет меньшей и средней дальности (2–3 тыс. км). Сейчас же на повестке саммита НАТО в Лиссабоне стоит вопрос дальнейшего расширения этой системы, направленной уже не на прикрытие развернутых сил, а на защиту территории и населения альянса от ракет большой дальности. Как пояснил «НГ» источник в НАТО, на этой основе и планируется строить «региональную ПРО НАТО».
В случае положительного решения в Лиссабоне дальнейшее сопряжение сенсоров и перехватчиков союзников обойдется примерно в 200 млн. евро, которые планируется инвестировать в ближайшие 10 лет. Эти деньги пойдут на развитие системы командного управления региональной ПРО НАТО, а все сенсоры и перехватчики должны выделить союзники, которые будут сами финансировать предоставленные ими элементы системы.
Какой будет архитектура региональной ПРО НАТО? Пока конкретного ответа в штаб-квартире не дают, ссылаясь на то, что до решения в Лиссабоне не могут вдаваться в детали. Ясно, однако, что система будет гибкой и ее окончательный облик будет зависеть от того, кто и какие ресурсы согласится выделить. США, Франция, Италия, ФРГ, Нидерланды, Греция, Испания уже заявили о готовности предоставить свои системы в натовскую ПРО. Ее костяком должны стать американские корабельные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) SM-3, которые обозначены Вашингтоном как главное техническое решение в европейском компоненте ПРО США. Это тот самый «европейский фазовый адаптивный подход», о котором в сентябре 2009 года объявил президент США Барак Обама, одновременно приостановивший планы Джорджа Буша по развертыванию базы шахтных противоракет в Польше и РЛС в Чехии. Со временем к кораблям добавят наземные компоненты в Румынии (около 2015 года) и в Польше, а также, вероятно, в Юго-Восточной Европе.
Собеседник «НГ» в штаб-квартире НАТО предположил, что после Лиссабона, где Россию должны официально пригласить в ПРО НАТО, откроются реальные возможности для сотрудничества с Москвой. Прежде всего потому, что у альянса будет более конкретное предложение на руках. Предварительно России готовы пообещать политические консультации, где стороны будут обсуждать и снимать возникающие озабоченности по системе; совместные тренировки и учения по ПРО, в ходе которых РФ (по версии НАТО) сможет лучше оценить эффективность своих противоракетных средств. А также «обмен некоторыми данными с американских и, возможно в будущем, натовских сенсоров, обмен сообщениями о раннем предупреждении о ракетном пуске». Наконец, в альянсе рисуют перспективу технологического сотрудничества с РФ в сфере ПРО, приводя в качестве примера кооперацию американцев с японцами, итогом которой должен стать один из элементов ПРО, который развернут в Польше. Собеседник «НГ» дал понять, что, присоединившись к ПРО НАТО, Москва может усилить безопасность российской территории от ракетных угроз с юга и востока за счет получения «некоторой информации» с американских спутников, например, снимков КНДР. Если, конечно, американцы сначала откроют доступ к этой информации самой НАТО. Отметим, что сами союзники пока не могут договориться между собой, кто будет нажимать на «кнопку» в региональной ПРО и какие объекты в их странах должны быть прикрыты лучше всего. По словам бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина, корень расхождений в позициях России и НАТО по ПРО – это разная оценка ракетных угроз. В НАТО заявляют, что свыше 30 стран уже имеют или получают ракеты, которые могут нести не только конвенциональный заряд. Руководство России такой неотвратимой ракетной угрозы, похоже, не видит.
Брюссель–Москва