Федеральная резервная система США затеяла крупный вброс денег в оборот в целях стимулирования экономического роста. По оценке экспертов, эта мера, ведущая к понижению реальной стоимости доллара, в действительности способна привести к падению доверия к американской валюте и ФРС, как органу, ею управляющему. Кроме того, центральные банки других стран могут пойти по тому же пути и затеять подлинную гонку за понижение обменного курса своих денег.
Совет управляющих ФРС, проводящий со вторника двухдневное заседание в Вашингтоне, должен решить вопрос о размерах увеличения денежной массы. Это связано с тем, что экономика США, несмотря на окончание кризиса, все еще пробуксовывает. Ее рост остается минимальным, а безработица не снижается. Не помогло и уменьшение базовой ставки, достигшей близкого к нулю предела (0,25%).
В этих условиях руководство ФРС, прежде всего ее глава Бен Бернанке, высказывает намерение прибегнуть к другому рычагу влияния на экономическую активность – провести закупку бонов (облигаций) казначейства на крупную сумму. По некоторым оценкам, проникшим в американскую печать, речь идет о 500 млрд. долл. По существу, речь идет и о разбавлении находящейся в обороте денежной массы.
Как отмечает в связи с этим Washington Post, ФРС уже вкачала таким образом в американскую экономику 1,7 трлн. долл., и дальнейшее продолжение подобного курса на увеличение денежной массы на сотни миллиардов долларов не обязательно даст положительный эффект. В частности, эти неосторожно проведенные денежные вливания способны подорвать доверие рынка к американским финансам. Все увидят намерение финансировать бюджетный дефицит страны за счет работы печатного станка. Если дело пойдет таким образом, предупреждает газета, могут вновь возникнуть «пузыри» на фондовом рынке и в области ипотечного кредитования.
Не все в американских банкирских кругах одобряют намерения Бернанке. Так, председатель банка Kansas City Fed Томас Хениг считает, что ФРС «затеяла опасную азартную игру». Другие считают, что принимаемые меры недостаточны. По мнению бывшего члена совета управляющих ФРС Ларри Мейера, для оживления американской экономики в действительности необходимо закупить государственных облигаций на 5 трлн. долл., или в 10 раз больше, чем это сейчас планируется.
Кроме того, решение Федеральной системы способно серьезно повлиять на общую политику центральных банков западных стран. Ведь буквально в те же дни, что заседает совет управляющих ФРС, должны принять решения о денежной политике центральные банки целого ряда стран. По оценке издания Bloomberg businessweek, в течение примерно 33 часов можно будет наблюдать подлинную «гонку банков», принимающих решения, касающиеся валют.
По существу, центральные банкиры развитых стран могут затеять то, от чего они отреклись на недавней встрече «двадцатки» в Южной Корее – новый раунд валютной войны.