Американская администрация усилила нажим на Пекин, добиваясь ограничения им инвестиций в экономику Ирана и технологических связей с ИРИ. Американцы предъявили властям КНР реестр китайских компаний, поставивших важные материалы для иранской ядерной и ракетной программ.
Сообщения о состоявшемся китайско-американском объяснении по поводу Ирана появились на фоне передышки в валютной схватке между этими странами – в Вашингтоне было объявлено, что Белый дом решил воздержаться от выдвижения обвинений Пекина в манипуляции своей валютой до того, как в конце ноября состоится саммит «двадцатки» в Сеуле.
Тем временем американские СМИ сообщают, что администрация Барака Обамы предъявила целую серию претензий руководству КНР по поводу отношений Китая с Ираном. Как сообщила вчера газета Washington Post, в прошлом месяце в Пекин выезжала делегация во главе с Робертом Эйнхорном, спецсоветником Госдепартамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями. Американцы представили китайским властям целый список фирм и банков КНР, оказавших или оказывающих содействие Ирану в реализации его ядерной и ракетной программ. Утверждается, например, что в Китае иранцы приобрели высококачественное углеродное волокно, спецсталь, вольфрамовые и алюминиевые сплавы.
Делегация не стала обвинять власти КНР в потворстве этим сделкам и даже позитивно оценила усилия Пекина по созданию структур по контролю за экспортом «чувствительных» материалов и технологий, но в то же время высказала мнение, что на эти цели выделяется недостаточно ресурсов.
Вместе с тем американские представители пошли дальше требований резолюций Совета Безопасности ООН. Они высказались за то, чтобы власти КНР приняли меры по сдерживанию китайских инвестиций в энергетический сектор Ирана. Как известно, в США принят закон, который запрещает американским компаниям вкладывать средства в нефте- и газодобычу в Иране и дает полномочия президенту США принимать меры против иностранных фирм, которые это делают. Под угрозой этого наказания ряд западных стран и их фирмы отказались от сотрудничества в этой сфере с Ираном. Последней из крупных фирм, пошедших на это, была японская INPEX.
«Китай остался последней крупной экономикой, имеющей значительные инвестиции и энергосекторе КНР», – считают американские эксперты. Что касается России, то она не имеет крупных инвестиций в Иране и к тому же отменила контракт на зенитные системы С-300. В США опасаются, что китайцы смогут взять в свои руки объекты, оставленные западными странами.
Делегация пояснила, что Вашингтон не против развития торгово-экономических связей между КНР и Ираном, но в перспективе. А сейчас США хотят, чтобы китайцы на время «проявили сдержанность». Именно об этом члены делегации говорили с руководством крупнейших китайских нефтедобывающих компаний – CNPС и CPCC.
Американские СМИ не сообщают о том, что решило сделать китайское руководство по итогам визита делегации. Известна лишь реакция одного из руководящих сотрудников посольства КНР в Вашингтоне: «Мы изучим список, представленный делегацией».