Британская стратегическая лодка, возможно, будет охранять и Францию.
Фото Reuters
Великобритания и Франция задумали совместно использовать свои ракетные субмарины (ПЛАРБ) в целях сдерживания потенциального противника. Эта идея, впервые выдвинутая президентом Франции Николя Саркози, вызвала интерес у нынешнего правительства Великобритании. У англичан не хватает средств на модернизацию своего парка ПЛАРБ, и они допускают возможность попеременного боевого дежурства своих и французских субмарин. В случае реализации этого проекта впервые в истории две великие державы будут держать руки на одной ядерной кнопке.
Саркози выдвинул идею совместного использования стратегических ядерных подводных сил Франции и Великобритании еще в марте этого года. Но тогдашнее лейбористское правительство Гордона Брауна сходу отвергло эту идею.
Теперь новый кабинет, возглавляемый лидером Консервативной партии Дэвидом Кэмероном, заинтересовалcя этой идеей. Причина проста – имеющиеся ракетные лодки отслужили отведенный им срок и должны быть заменены. На модернизацию имеющегося парка подводных ракетоносцев в составе четырех ПЛАРБ требуется 20 млрд. фунтов, однако таких денег нет у министра финансов Джорджа Осборна. Он сказал, что средства надо изыскать в бюджете Министерства обороны.
В этих условиях военное ведомство вынуждено искать более дешевый вариант модернизации, и он, похоже, сводится к сокращению числа подлодок. В итоге может быть нарушен важнейший принцип сдерживания – непрерывность нахождения ПЛАРБ на боевом дежурстве. Пока у англичан минимум одна субмарина находится, как пишет Independent, «на дне» в ожидании необходимой команды в любой момент. То же самое и у французов, также имеющих четыре ПЛАРБ. Если будет меньше подлодок, то не избежать перерывов в боевом дежурстве самого надежного компонента ядерной триады.
Именно в силу бюджетных соображений Лондон был вынужден обратиться к проекту, выдвинутому еще в марте с.г. президентом Франции Николя Саркози. Он предложил объединить стратегические ядерные силы подводного базирования обеих стран так, чтобы иметь на две страны как минимум одну ПЛАРБ в море.
Достигнута договоренность, что в ноябре состоится франко-британский саммит, на котором будет обсуждаться предложение Саркози. Как известно, между двумя странами уже достигнута договоренность о совместном использовании имеющихся у них авианосцев – по тому же принципу. Однако объединение ядерных средств является принципиально новым моментом. Как могут две ядерные державы, всегда подчеркивавшие независимый характер своих средств сдерживания, одновременно держать руки на одной ядерной кнопке?
Отвечая на этот вопрос «НГ», бывший начальник штаба Ракетных войск стратегического назначения РФ генерал-полковник Виктор Есин отметил, что проекты совместного использования ядерных средств появлялись на Западе и раньше. Так, в 60-годы Лондон выступил за создание «Атлантических ядерных сил» в составе средств США, Великобритании и Франции. Тогда же появилось предложение Парижа о «Европейских ядерных силах» Великобритании и Франции. Вместо всего этого была создана группа ядерного планирования НАТО, которая, однако, никак не отменила самостоятельное использование ядерными державами своих сил.
По мнению эксперта, наибольшую сложность в реализации названного проекта создаст решение проблемы «двойного ключа», и пока трудно представить, каким оно будет. Как считает Есин, скорее всего дело сведется к договоренностям о более тесной координации действий подводных сил обеих стран. Необходимость такой координации очевидна. Об этом свидетельствует хотя бы недавнее столкновение субмарин Франции и Великобритании в Северной Атлантике. Пострадали обе подлодки, и они все еще чинятся.
Independent отмечает «взрывной характер» проекта с политической точки зрения. Раньше к таким инициативам относились настороженно. Возникал вопрос: решится ли, скажем, Франция нанести ядерный удар по стране, затеявшей конфликт с Великобританией, и тем самым самой подвергнуться опасности ответного удара? Однако еще в 2008 году Саркози после переговоров с тогдашним британским премьером Гордоном Брауном заявил, что покушение на жизненные интересы одной из этих двух стран означает покушение на жизненные интересы другой. То есть каждая из двух стран готова защищать другую своим ядерным оружием.